Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2016 г. N 2-57-14970/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ": А.А. Никольского, А.А. Денисюка,
в отсутствие представителей ООО "Канцтовары", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/59360 от 12.12.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских бланков и журналов (Закупка N0373200027416000450) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/59360 от 12.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, предметом закупки является поставка медицинских бланков и журналов, вместе с тем, Заказчиком установлены избыточные требования к показателям сырья, из которого изготавливаются требуемые к поставке товары, а именно к показателям бумаги, а также к переплетному материалу, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так в Форме 2 аукционной документации установлены следующие требования к бумаге по показателям - массовая доля золы, разрывная длина; к картону - жесткость при статистическом изгибе в поперечном направлении, предел прочности при расслаивании; к переплетному материалу - разрушающее усилие, жесткость в продольном направлении, жесткость в поперечном направлении, устойчивость к изгибу, устойчивость к истиранию, слипание, прочность окраски к сухому трению; к форзацу - массовая доля золы, стойкость поверхности к выщипыванию; к ярлыку на обложке - массовая доля золы, стойкость поверхности к выщипыванию, разрывная длина.
Заявитель указывает на то, что установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-в пп.26, 50, 91, 173, 272 Заказчиком установлен тип бумаги - газетная или типографская, при этом, Заказчиком установлены требования к кеглю шрифта, размеру шрифта и высоте прописной буквы, не соответствующие требованиям СанПиН 1.2.1253-03;
-в пп.127-161, 166-168, 172-173, 175-185, 187-188, 190-192, 200, 202, 204-212, 218, 220-229, 233-234, 238-240, 243-245, 251-257, 260-268, 270, 272-278 Заказчиком установлено: "Толщина бумаги-основы - 153-197 мкм"; что не соответствует ГОСТ 9995-75, согласно которому толщина измеряется в "мм"; Кроме того, при описании требований в п.94 и п.95 Заказчиком установлены требования к плотности слоев бумаги без указания единиц измерения, что не позволяет установить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе;
-в п.29 и п.153 установлены требования к белизне: 65-69%, а также к параметру "оптически отбеливающее вещество - не допускается, нормативный документ - ГОСТ 25089-81 или ГОСТ 9094-89". Вместе с тем, согласно ГОСТ 25089-81 белизна без оптически отбеливающего вещества установлена норма - не менее 79%, что превышает установленный в документации диапазон значений;
-в п.1 установлены требования: тип бумаги - газетная или типографская, абсолютное сопротивление раздиранию для бумаги газетной - не менее 186мН, разрывная длина для бумаги типографской - не менее 2400-м, нормативный документ - ГОСТ 9095-89 или ГОСТ 6445-74. Заявитель указывает на то, что при формировании заявки участники закупки, выбрав бумагу типографскую, по показателю "абсолютное сопротивление раздиранию для бумаги газетной" должен поставить прочерк, либо "не нормируется", так как данный показатель нормами ГОСТ 9095-89 не установлен. Если участник закупки при составлении конкретных показателей выберет бумагу газетную, то согласно инструкции по показателю "разрывная длина для бумаги типографской" участник также должен поставить прочерк, либо "не нормируется", так как заказчиком данный показатель указан конкретно для типографской бумаги. Однако ГОСТом 6445-74 для газетной бумаги по показателю "разрывная длина" нормы установлены и имеют свое значение. Так, если участник при составлении конкретных показателей по массе бумаги укажет - 48 г, то данной массе бумаги согласно требованию заказчика "разрывная длина бумаги - не менее 2400 м" по ГОСТ 6445-74 соответствуют значения - 3300 м, 3100 м, 2800 м;
- в п.1 установлено: Формат - А5 (1+1). Значение "А5" соответствует именно показателю "Формат", а значение "(1+1)" относится к показателю "Красочность", вместе с тем, Заявитель указывает на то, что параметр "Красочность" - это отдельный показатель, который не имеет никакого отношения к формату, соответственно должен быть выделен заказчиком отдельно;
- в п.137 установлены требования к ярлыку на обложке: материал - бумага этикеточная, сорт - высший, белизна - не менее 82 %, стойкость поверхности бумаги к выщипыванию - не менее 1, 7 м/с, отбеливающее вещество - требуется, соответствие ГОСТ 7625-86. Вместе с тем, в ГОСТ 7625-86 для бумаги высшего сорта по белизне с оптически отбеливающим веществом установлена норма - не менее 85%, по показателю стойкость поверхности бумаги к выщипыванию - не менее 2,2 м/с
- в п.136 установлено: тип бумаги - офсетная, белизна 65-69 %, прочность на излом - не менее 14 число двойных перегибов, Нормативный документ - ГОСТ 9094-89. Вместе с тем, Заявитель указывает на то, что требованиям документации по параметру белизна 65-69 % по ГОСТ 9094-89 соответствуют нормы, установленные для бумаги N 2 марки Б, при этом, требованию по параметру прочность на излом - не менее 14 число двойных перегибов, по ГОСТ 9094-89 соответствуют нормы, установленные для бумаги JSh 2 марки А, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет указать достоверные конкретные значения по данным показателям, одновременно соответствующим требованию заказчика и нормам ГОСТ 9094-89.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления данных требований к товарам вышеуказанным образом.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам, содержащие неправомерные единицы измерения показателей, а также требования к показателю белизны по товарам п.29 и п.153 установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Установлено, что положения Инструкции по заполнению первой части заявки содержат, в том числе следующие положения:
- В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при производстве работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник размещения заказа должен поставить прочерк, либо "не нормируется".
- В случае, если требования к показателям товаров при указании максимальных и (или) минимальных значений сопровождается словами: "около", "примерно" и знаком "~", то необходимо указать конкретный показатель в рамках _20% от указанного значения, не включая само значение.
- В случае, если Заказчиком в настоящей документации единицы измерения в части размеров не указаны необходимо считать их указанными в миллиметрах. В случае, если Заказчиком в настоящей документации не указаны единицы измерения глянца, белизны, массовой доли золы, влажности или суммарного значения тона, необходимо считать их указанными в процентах. В случае, если Заказчиком в настоящей документации не указаны единицы измерения массы, необходимо считать их указанными граммах. Участник электронного аукциона в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения показателей товаров, так и единицы измерения. Заказчик оставляет за собой право указывать часть описание максимальных и минимальных значения, а также параметров, которые не могут изменяться в графе "Требуемый параметр", в этом случае сведения в этой графе подлежат корректировке при составлении заявки участником с целью конкретизации значения по данному показателю, а графы "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" читаются как единое предложение по правилам русского языка. В случае указания в настоящей документации логических знаков "-", " " , " ", следует читать эти выражения как "не", "и" и "или" соответственно, в соответствии с их общепринятыми значениями.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения Инструкции по заполнению первой части заявки установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 и ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не использованы общепринятые значения, а использованы, в том числе, такие символы как: "~", "-", " " , " ", а также установлены требования к форме и оформлению заявки на участие в аукционе (при указании "должен указать"), кроме того, указанные положения могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также привести к отклонению заявок на участие в аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Канцтовары" на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 и ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.С. Грешнева
Исп. Дейнега Е.А.
8-495-784-75-05, доб. 192
1. ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ"
115446, Москва, Коломенский, д.4
2. ООО "Канцтовары"
394019, Воронеж, ул. Краснодонская, 16И
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-14970/77-16 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
16.12.2016 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-экспертаотдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
на основании решения Комиссии от 16.12.2016 по делу N2-57-14970/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских бланков и журналов (Закупка N0373200027416000450) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 16.12.2016 по делу N2-57-14970/77-16 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 16.12.2016 по делу N2-57-14970/77-16
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.01.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.С. Грешнева
Исп. Дейнега Е.А.
8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 декабря 2016 г. N 2-57-14970/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016