Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15171/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Харченко Л.Н.,
при участии представителей:
ГБУЗ ГКБ ИМ.С.П.БОТКИНА ДЗМ: Ватолина А.В., Яновского А.А.,
ООО "Рельеф": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГКБ ИМ.С.П.БОТКИНА ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу оборудования, электроустановочных изделий и систем АПС и СОУЭ в помещениях NN57,99а,100,101 для размещения ангиографа "Toshiba" на 1 этаже в корпусе N22 ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (Закупка N 0373200045216000487) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены противоречивые требования к сроку выполнения работ.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 4 Аукционной документации: срок выполнения работ 7 рабочих дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с п. 10 Технического задания: "Сроки выполнения работ, оказания услуг, календарные сроки начала и завершения периоды выполнения условий контракта: С даты подписания контракта в течение 7 (семи) дней".
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены вследствие нестабильной работы системы ЕАИСТ 2.0.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в проекте контракта не установлен срок действия контракта, что не позволяет победителю аукциона предоставить банковскую гарантию в соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.9.1 проекта ГК: "В п. 9.1 Контракта указано: "Принять к сведению, что Исполнитель внес обеспечение исполнения Контракта на сумму __________ (___________) рублей ___ копеек, что составляет __% от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме _________________ (УКАЗЫВАЕТСЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ). Срок действия данного обеспечения - по "___" __________ 20__ года включительно. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно.".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта не установлен срок действия контракта, что препятствует победителю аукциона предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации излишних требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно: "Известь тип 1", "Краски тип 4", "Краски тип 5", "Проволока тип 1,2,3,4", "Цемент", "Гайка тип 2,3,4,7,5,6,9,1", "Кабели тип 2", "Шурупы тип 8", "Винт тип 5,7", "Болт с гайкой и шайбой тип 3,2", "Кабели тип 6", "Болт тип 3", "Шайбы тип 3", так, например, Заказчиком установлены требования к товару 19. "Кабели тип 6": Количество выделяемых газов галогенных кислот в пересчете на HCl должно быть менее 140 мг/г, что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также не представил документы, подтверждающие возможность указания вышеуказанных сведений о товаре без проведения испытаний над определенной партией товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Также, Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товарам:
- п. 6 "Кабель - канал тип 1": Удельное объемное и электрическое сопротивление при t=20°С более 0.9·109 Ом*см; Электрическое сопротивление при температуре +20 °С Не менее 1*109 Ом*см, что, по мнению Заявителя, не носит объективный характер, так как идентичные требования установлены в различных местах с различными значениями;
- п. 29 "Кабели тип 2": Число жил 1 шт; Цвет изоляции жил серый или коричневый или черный и синий или зеленый - желтый. Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок: "Знак "/", а так же союз "или" разделяющий свойства товара (материала), свидетельствует о перечислении свойств товара (материала) из которых участник предлагает товар(материал), сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данным союзом (знаком). Слово "и" имеет приоритет над словом "или" (пример: 1 или 2 и 3 - должно быть указано два значения, слева и справа от "и", соответственно значение слева должно быть выбрано с учетом правила чтения слова "или")", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как необходимо указать два цвета для кабеля, имеющего одну жилу;
- п. 29 "Кабели тип 2": Продолжительность работы в режиме однофазного короткого замыкания на землю не более 8 в сутки и до 125 в год ч, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 31996 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) продолжительность работы в режиме однофазного короткого замыкания на землю не превышает 8 ч;
- п.37 "Кабели тип 3": Материал изоляции изоляция из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности; Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании не Менее 350 °С, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 31996 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании не должна превышать 350 °С;
- п.37 "Кабели тип 3": Номинальное сечение жил от 25 до 70 мм2; Материал токопроводящих жил медь; Допустимый ток односекундного короткого замыкания кабелей с изоляцией от 3.46 до 6.5 кА. Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок: "Крайние минимальные и максимальные значения допустимого диапазона, указанные в сочетании с предлогами "от" и/или "до" входят в требуемое диапазонное значение, при этом участнику закупки следует указать конкретное значение если не указанно, что характеристика должна быть диапазоном, или если нет других ограничений и требований", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 31996 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) допустимый ток односекундного короткого замыкания кабелей с изоляцией для кабелей с номинальным сечением от 70 мм2 должно быть 9,38 кА;
Представитель Заказчика затруднился подтвердить правомерность и необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Также, Заявитель обжалует установление излишних требований к товарам именно:
- п.64 "Труба тип 8,2,3":Механическая прочность на 5 см при +20°С для труб тяжелого типа более 750 Н", "Механическая прочность на 5 см при +20°С для труб легкого типа от 350 до 750 Н", "Диэлектрическая прочность в течение 15 мин. (при 50 Гц) не менее 2000 В", "Сопротивление изоляции в течение 1 мин. (при 500 В) не менее 100 МОм"г, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 30244-94 "Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть", ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) ССБТ. "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения", ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не регламентируют вышеуказанные требования;
- п.67 "Автоматический выключатель тип 3": Тип по срабатывания электромагнитного расцепителя B/С", "Ток мгновенного расцепления должно быть от 4 In до 10 In, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 50345-2010 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) ток мгновенного расцепления для типов выключателя В и С должно быть от 3In до 10 In;
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с данными производителей а также требованиям стандартов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление требования вышеуказанным образом может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, в том числе подтверждающие невозможность указание характеристик о товарах п.64 п.64 "Труба тип 8".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ ГКБ им. С.П.Боткина ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, неустановления срока действия контракта, установления противоречивых требований к сроку выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрении жалобы ООО "АГАТ" от 13.12.2016 по делу N2-57-14795/77-16.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: А.Г. Абегян
Л.Н. Харченко
Исп. Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15171/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016