Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2016 г. N 2-57-15648/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГКУ "Экспертавтодор": Т.С. Шаляпиной, И.Д. Первухина,
Департамент города Москвы по конкурентой политике: В.В. Сахно,
ООО "Преюдиция": Н.А. Шумилина,
рассмотрев жалобы ООО "Преюдиция" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Экспертавтодор" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на отбор и лабораторные испытания образцов (кернов) асфальтобетонного покрытия, устроенного при ремонте объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2017 году и на экспертизу качества асфальтобетонных смесей, применяемых при ремонте дорожных покрытий объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2017 году (Закупки N0173200001416001728, N0173200001416001729) (далее - Конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/51881 от 22.12.2016, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в своих жалобах указывает на то, что предметом закупок являются: отбор и лабораторные испытания образцов (кернов) асфальтобетонного покрытия, устроенного при ремонте улично-дорожной сети и экспертиза асфальтобетонных смесей, применяемых при ремонте дорожных покрытий объектов улично-дорожной сети. Таким образом выполнение работ, оказание услуг по заключаемому государственному контракту включает в себя лабораторные испытания, на предмет оценки (подтверждение соответствия) работ требованиям нормативно-технической документации, перечень которой определен Заказчиком в техническом задании.
Согласно п.19 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее Закон об обеспечении единства измерений) осуществляется государственное регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ст.19 Закона об обеспечении единства измерений предусмотрена аккредитация в области обеспечения единства измерений, которая в соответствии с ч.1 ст.19 Закона об обеспечении единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица выполнять работы или оказывать услуги по обеспечению единства измерений, к указанным работам относятся аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного обеспечения единства измерений, в том числе безопасности дорожного движения.
Согласно ч.3 ст.19 Закона об обеспечении единства аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке (подтверждении) соответствия, подлежат аккредитации, осуществляемой национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с п.п. 1 и 9 ст. 4 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 412-
ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" под аккредитацией понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности осуществлять деятельность в определенной области оценки (подтверждения) соответствия.
Документом, удостоверяющим аккредитацию является аттестат аккредитации, выдаваемый национальным органом по аккредитации (п.2 ст.4 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации).
Согласно п.1 разд. 1 "Положения о Федеральной службе по аккредитации" утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 г. N 845, Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа РФ по аккредитации.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.05.2014 N 295 "Об утверждении формы аттестата аккредитации" - в аттестате аккредитации указано, что аккредитованное лицо "аккредитовано в соответствии с областью аккредитации, область аккредитации определена в приложении к настоящему аттестату аккредитации и является неотъемлемой частью аттестата", что свидетельствует о необходимости оформления области аккредитации в виде отдельного документа.
Таким образом, Заявитель в своих жалобах указывает на то, что совокупность вышеуказанных правовых норм указывает на то, что испытательные лаборатории, выполняющие работы по оценке соответствия в области безопасности дорожного движения, подлежат аккредитации, осуществляемой национальным органом по аккредитации; национальным органом по аккредитации является Федеральная служба по аккредитации, а документом подтверждающим такую аккредитацию является аттестат об аккредитации, выданный указанной службой и областью такой аккредитации в виде отдельного документа.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсных документациях отсутствует требование к участникам закупки о наличии аттестата об аккредитации испытательной лаборатории, тогда как работы, предусмотренные техническими заданиями являются работами по лабораторным испытаниям, в связи с чем, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе к участникам закупки должны быть установлены требования в соответствии с законодательством Российской Федерации как к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе при не установлении в конкурсных документаций требований к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своих жалобах указывает на то, что участникам закупки не представляется возможным однозначным образом определить какие документы участникам конкурса необходимо представить в составе заявки.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к содержанию предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.3 Формы заявки и пунктом 3 опись документов, входящими в состав конкурсной документации установлены позиции: "Требования, установленные заказчиком в конкурсной документации, подтверждаемые документально".
В пункте 6 Инструкции по заполнению заявки установлено: "Требования, установленные заказчиком в пункте 3 формы заявки, подтверждаются документально. Наименование и количество листов подтверждающих документов указываются непосредственно в описи документов".
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкурсная документация формируется автоматически в системе ЕАИСТ 2.0, при этом, у Заказчика отсутствует техническая возможность редактирования позиций, формируемых автоматически, в частности п.3 Формы заявки и пункта 3 описи документов. Данные пункты предусмотрены документацией в случа установления Заказчиком соответствующих требований в п.15 части II "Информационная карта о проведении закупки". При этом, в данных конкурсных документациях отсутствуют дополнительные требования, установленные в п.15 части II "Информационная карта о проведении закупки".
Также, на заседании Комиссии Управления установлено, что требования к содержанию и составу заявки установленны в п.16.1 части II "Информационная карта о проведении закупки", что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в конкурсах в соответствии с требованиями конкурсных документаций.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании конкурсных документации, а также о невозможности формирования заявок на участие в данных конкурсах.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалоб в конкурсных документациях неправомерно установлены показатели критерия "квалификация участников закупки".
Заявитель в жалобах указывает на то, что Заказчиком установлены в конкурсной документации в требованиях к квалификации участников открытого конкурса ряд требований, которые ставят большинство участников, имеющих практический опыт работы работы по услугам сопоставимого характера в заведомо неравные условия, а именно требование о наличии у участника специалистов в области химических и технических наук, имеющих публикации по предмету закупки - значимость критерия 16 %, имеющих ученую степень, также в области химических и технических наук - значимость критерия 18 %, опыт оказания услуг (со сроком заключения контрактов начиная с 2015 года) - значимость критерия 30 %
Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, установление в конкурсной документации указанных требований никак не связано с качеством выполнения работ по государственному контракту, который планируется к заключению с победителем открытого конкурса, данные требования создают преимущество участникам, обладающим "аффилированностью" с научно-образовательными учреждениями, либо созданным на базе таких учреждений, где подавляющее большинство специалистов соответствуют указанным требованиям.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсных документациях установлен критерий оценки заявок "квалификация участников закупки" со следующими показателями:
- опыт участника по успешному оказанию услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, имеющими ученую степень (звание);
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, имеющими публикации по предмету закупки;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, с высшим образованием;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, со средним техническим образованием;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, со средним специальным образованием.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании вышеуказанных показателей обеспеченности участника трудовыми ресурсами Заказчиком предусматривалось производить оценку участников закупки по обеспеченности специалистами всех уровней квалификации от лаборантов для отбора проб и проведения лабораторных исследований, до специалистов высшей квалификации, имеющих ученую степень, публикации по предмету закупки, то есть обладающие максимальными профильными знаниями и навыками, учитывающими в том числе и наработанный опыт в конкретной сфере для формирования максимально расширенного качественного заключения. При этом, Заказчиком предусмотрена возможность указания как штатных, так и привлеченных специалистов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании порядка оценки по критерию "квалификация участников закупки", а также об ограничении количества участников закупки и предоставления определенным организациям преимуществ, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявок на участие в данных конкурсах.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Преюдиция" на действия ГКУ "Экспертавтодор" обоснованными в части не установления в конкурсных документаций требований к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Сологов
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
1. ГКУ "Экспертавтодор"
111116, Москва, Авиамоторная, д. 6
2. Департамент города Москвы по конкурентой политике
107045, г. Москва, Печатников пер., д.12
3. ООО "Преюдиция"
192007, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 263, 5
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-15648/77-16 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
27.12.2016 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
на основании решения Комиссии от 27.12.2016 по делу N2-57-15648/77-16, по итогам рассмотрения жалоб ОО "Преюдиция" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Экспертавтодор" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на отбор и лабораторные испытания образцов (кернов) асфальтобетонного покрытия, устроенного при ремонте объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2017 году и на экспертизу качества асфальтобетонных смесей, применяемых при ремонте дорожных покрытий объектов улично-дорожной сети города Москвы в 2017 году (Закупки N0173200001416001728, N0173200001416001729) (далее - Конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсах, Протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсах, разместить в единой информационной системе информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсах с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсах.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсах, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсах.
3. Заказчику:
- привести Конкурсные документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 27.12.2016 по делу N2-57-15648/77-16, а также разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсах, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурсов, а также разместить в единой информационной системе информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсах должен быть продлен в соответствии с ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе соответствующей Конкурсным документациям до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсах такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
4. Заказчику, конкурсной комиссии в срок до 20.02.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Сологов
исп. Дейнега Е.А. (495) 784-75-05 доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2016 г. N 2-57-15648/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016