Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2016 г. N 2-57-14565/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г.Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России: Черного С.М., Болотова Я.А.,
ООО "Контрфорс": Селезневой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Контрфорс" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений зданий ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России по адресам: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д.11 и ул. Москворечье, д. 1 (Закупка N 0373100059316000219) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.12.2016 NМГ/58232 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при оказании услуг, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 33 "Вентилятор звукоизоляционный круглый IRE 315А с регулятором скорости или эквивалент" Заказчик установил требования: "Диаметр рабочего колеса от 150 до 170 мм. Длина <700 но >600 мм. Ширина 500 но <600 мм. Глубина <400 но >350 мм". В наименовании товара указана конкретная марка вентилятора IRE 315А, при этом требуемые значения по параметру "Диаметр рабочего колеса" не подходят к указанной марке, так как согласно данных производителей, число в марке и диаметр рабочего колеса равнозначные понятия, то есть 315 мм.
2) в п. 38 "Аккумуляторная батарея APC RBC55 или эквивалент" Заказчик установил требования: "Ширина 280 но <300 мм. Высота <300 но >250 мм. Глубина <200 но >150 мм". В наименовании товара указана конкретная марка вентилятора Аккумуляторная батарея APC RBC55, при этом, в соответствии с данными производителя APC требуемые значения по параметрам "Ширина", "Высота", "Глубина" не подходят к указанной марке.
3) в п. 21 "Гвозди строительные" Заказчик установил требования: "Условный диаметр стержня 1.8; 1.4, 1.6 мм. Наименьшая высота головки h от 0,84 мм. Тип головки плоская; коническая". Согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения". Согласно черт.1 и 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар наименьшая высота головки рассчитывается по формуле hmin = 0.6d, где d - диаметр стержня, мм. Таким образом, для гвоздей диаметром 1.4 мм наименьшая высота головки будет составлять hmin = 0.61.4= 0.84 мм. Заказчик установил значение "h от 0,84 мм", исходя из требований инструкции, невозможно указать 0.84 мм.
4) в п. 34 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 10 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонения по длине <70 мм". В п. 36 для товара "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 12 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонения по длине 7 см". В п. 57 для товара "Арматурная сталь, класс А-I" Заказчик установил требования: "Предельные отклонения по длине <7 см". В п. 68 для товара "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 20 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонения по длине
70 мм". Согласно таблице 4 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" , требованиям которого должен соответствовать товар, предельные отклонения по длине стержней арматурной стали могут быть только со знаком "+", и измеряются в мм. Таким образом, Заказчик установил требования к предельным отклонениям по длине без знака "+".
5) в п. 29 "Арматурная сталь, класс А-III" Заказчик установил требования: "Кривизна до 0.6* см". В п. 31 "Арматурная сталь, класс А-III" Заказчик установил требования: "Кривизна не более 66 мм". В п. 34 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 10 мм" Заказчик установил требования: "Кривизна стержней по всей длине 72 мм". В п. 36 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 12 мм" Заказчик установил требования: "Кривизна стержней по всей длине <7.2 см". В п. 55 "Арматурная сталь, класс А-III" Заказчик установил требования: "Кривизна до 48 мм". В п. 57 "Арматурная сталь, класс А-I" Заказчик установил требования: "Кривизна стержней по всей длине
72 мм". В п. 68 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 20 мм" Заказчик установил требования: "Кривизна стержней по всей длине
72 мм". Согласно таблице п. 1.15 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар кривизна стержней не должна превышать 0,6 % измеряемой длины.
6) в п. 34 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 10 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонении по массе 1 метра профиля до +5; до -6 %". В п. 36 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 12 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонении по массе 1 метра профиля 5 %". В п. 57 "Арматурная сталь, класс А-I" Заказчик установил требования: "Предельные отклонении по массе 1 метра профиля до +3*; до -5 %". В п. 68 "Арматурная сталь, класс А-I, диаметр 20 мм" Заказчик установил требования: "Предельные отклонении по массе 1 метра профиля не более 3; не более -5%". Согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указывать "отсутствует". Согласно п. 1.2 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар арматурную сталь класса А-I изготовляют гладкой". Согласно п. 1.3 ГОСТ 5781-82 предельные отклонения по массе 1 метра профиля нормируются только для арматуры периодического профиля. Таким образом, устанавливая требования к предельным отклонениям по массе 1 метра профиля гладкой арматуры Заказчик намеренно вводит участника закупки в заблуждение, так как согласно требований инструкции по данному параметру необходимо однозначно указать "прочерк", "не нормируется", "отсутствует".
7) в п. 28 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый" Заказчик установил требования: "Кривизна до 60 мм". Согласно таблице 4 п. 2.9 ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" стандартной единицей измерения кривизны проката является % длины.
8) в п. 7 "Гвозди строительные" Заказчик установлены следующие требования: "Наименьшая высота головки h 3 мм; Наименьший диаметр головки D
9 мм; Тип головки коническая; Тип сечения гвоздей круглые". Согласно п. 2 ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", на который ссылается заказчик: 2. Конструкция и размеры строительных гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт. , и в . Таким образом параметр "Наименьший диаметр головки" имеет конкретные, неизменяемые значения, без сопровождения символами "
"; параметр "Наименьшая высота головки" имеет конкретные, неизменяемые значения.
9) в п. 17 "Наличники, 13х74 мм" установлены требования: "Адгезия лакокрасочного покрытии выше 3 баллы". В инструкции по заполнению первой части заявки указано: "Символ ">", слова "более", "выше" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения" Согласно п. 2.2.12 ГОСТ 8242 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия" 2.2.12. Лакокрасочные покрытия деталей должны иметь прочность сцепления (адгезию) с древесиной не ниже 2-го балла по . В соответствии с табл. 1 ГОСТ 15140 "МАТЕРИАЛЫ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ. Методы определения адгезии": участник вправе указать по параметру "Адгезия лакокрасочного покрытии" - 4 балла (Полное отслаивание покрытия или частичное, превышающее 35 % поверхности решетки), при этом в ГОСТ 1, 2 класс.
10) в п. 1 "Линолеум поливинилхлоридный" установлены следующие требования: "Абсолютная остаточная деформация 0.45 мм; Предельное отклонение по длине до + 100*мм". Согласно п. 4.1 ГОСТ 7251 "Линолеум поливинилхлоридный на тканевой и нетканой подоснове. Технические условия" указано: 4.1 Правильность упаковки и маркировки, параллельность кромок, цвет, рисунок, фактуру, качество лицевой поверхности, истираемость, изменение линейных размеров, абсолютную остаточную деформацию, прочность связи между лицевым защитным слоем из пленки и следующим слоем, удельное поверхностное электрическое сопротивление определяют по ГОСТ 11529. При этом, для определения параметров "Абсолютная остаточная деформация", "изменение линейных размеров", согласно ГОСТ 11529 "МАТЕРИАЛЫ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫЕ ДЛЯ ПОЛОВ. Методы контроля" нужно три образца из партии и соответствующее оборудование. В п. 6 "Проволока горячекатаная" установлены требования: "Предельные отклонения по длине
10 мм", в п. 8 товара "Грунтовка ГФ-021": "Степень разбавления грунтовки растворителем до 20 %". Согласно п. 4.2. в разделе "МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ" ГОСТ 25129 "ГРУНТОВКА ГФ-021. Технические условия", на который ссылается Заказчик: "Условную вязкость, степень разбавления, массовую долю нелетучих веществ и степень перетира определяют в неразбавленной грунтовке". В п. 11 товара "Краски масляные, цветные, готовые к применению, МА-15" установлены требования: "Максимальный расход краски на однослойное покрытие от 140 до 240* г/м2". В п. 16 товара "Плиты минераловатные" установлено требование: "Прочность на отрыв слоев от 4,5* кПа; Марка минеральной ваты ВМ-35; ВМ-50, ВМ-70". Согласно п. 6.12 ГОСТ 9573 "ПЛИТЫ ИЗ МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ НА СИНТЕТИЧЕСКОМ СВЯЗУЮЩЕМ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ. Технические условия", на который ссылается Заказчик: "6.12 Прочность на отрыв слоев (прочность при растяжении перпендикулярно к лицевым поверхностям) определяют по ГОСТ 17177 или ГОСТ EN 1607*. Образцы для испытания вырезают по два из каждой плиты, попавшей в выборку.
11) в инструкции по заполнению заявки указано: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указывать "отсутствует", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, при этом Аукционной комиссией Заказчика не отклонялись заявки участников закупки по обжалуемым позициям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы:
1) в п. 1 "Линолеум поливинилхлоридный" установлены следующие требования: "Толщина лицевого защитного слоя линолеума типа А от 0,15* до 0,3* мм". Согласно п. 1.2 ГОСТ 7251 "Линолеум поливинилхлоридный на тканевой и нетканой подоснове. Технические условия", на который ссылается Заказчик параметр "Толщина лицевого защитного слоя линолеума типа А" имеет неизменяемые, конкретные значения без сопровождения словосочетаниями "от" и "до".
2) в п. 3 "Шурупы с полукруглой головкой" Заказчик установил следующие требования: "Диаметр резьбы 4, 5, 6 мм; Высота головки от 2,8* до 4,2* мм". Согласно п. 2 ГОСТ 1144 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", на который ссылается Заказчик: "параметр "Высота головки" имеет неизменяемые, конкретные значения без сопровождения словосочетаниями "от" и "до".
3) в п. 19 "Умывальник керамический" Заказчик установил следующие требования: "Длина умывальника L 400 но
700 мм". Согласно п. 3.3.2 ГОСТ 30493 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры" по параметру "Длина умывальника L", согласно ГОСТ 30493, имеет конкретные, неизменяемые значения, без сопровождения символами "
" и "
".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 7251, ГОСТ 1144, ГОСТ 30493, и имеют градированный характер, что позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Контрфорс" на действия ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2016 г. N 2-57-14565/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016