Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 декабря 2016 г. N 44-165/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю.
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС Варава В.Ю.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
в присутствии директора ООО "Антарес-С" Демченко В.П. (решение N1 единственного участника от 05.10.2015 года) и представителя по доверенности Федорова А.А. (доверенность б/н от 20.12.2016 года), а также представителя уполномоченного органа Администрации города Пскова Степаненкова М.В. (N58 от 19.07.2016 года),
рассмотрев жалобу ООО "Антарес-С" на положение аукционной документации на осуществление закупки на выполнение работ по текущему содержанию искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамбы) и содержанию систем водоотведения на территории муниципального образования "Город Псков" в 2017-2019 гг. (идентификационный номер: 222-А-МЗ-01) (номер извещения: 0157300025216000290), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2016 года уполномоченным органом опубликован электронный аукцион на осуществление закупки на выполнение работ по текущему содержанию искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамбы) и содержанию систем водоотведения на территории муниципального образования "Город Псков" в 2017-2019 гг. (идентификационный номер: 222-А-МЗ-01) (номер извещения: 0157300025216000290).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.11.2016 года 18:47.
Начальная (максимальная) цена контракта - 78 792 198,31 рублей.
Источник финансирования - средства бюджета муниципального образования "Город Псков" на 2017-2019 год, предусмотренный подпрограммой "Развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Псков" муниципальной программы "Развитие и содержание улично-дорожной сети города Пскова".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе- 16.12.2016 09:00
14 декабря 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 21 декабря 2016 года в 16.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N7 от 14.12.2016 года).
Заказчиком включено в аукционную документацию выполнение работ технологически и функционально не связанных между собой, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и ч.3 ст17 Закона о защите конкуренции.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные возражения N4434 от 21.12.2016 года, в материалах дела).
Объединение двух видов работ наоборот позволило повысить конкурентность закупки путем расширения круга участников.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 3 статьи 17 Закона N135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Аналогичные требования недопустимости ограничения участников закупки содержаться в ст. 33 Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по текущему содержанию искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамбы) и содержанию систем водоотведения на территории муниципального образования "Город Псков".
Рынок, на котором хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность по содержанию искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамбы) определен кодом ОКВЭД 52.21.23.000 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Географические границы вышеуказанного товарного рынка определены границами Российской Федерации, а услуги по откачке сточных вод определены кодом ОКВЭД 37.00 Классификатора.
На товарном рынке Псковской области свою деятельность по откачке отходов 4 класса опасности осуществляют организации ООО "ЭкоР.ОС.", ООО "АСПО" и другие.
Согласно положениям документации об аукционе участник закупки должен отвечать следующим требованиям:
- действующая лицензия "Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" с правом выполнения работ по сбору, транспортированию, и утилизации отходов IV класса опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подпункт 30 раздел 1 статьи 12).
- либо, в случае привлечения субподрядной организации, для выполнение работ по утилизации отходов IV класса опасности, участник закупки предоставляет копию договора с субподрядной организацией на выполнение работ по утилизации отходов IV класса опасности, а так же копию действующей лицензии такой субподрядной организации "Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с правом выполнения работ по утилизации отходов IV класса опасности.
Описание объекта закупки, сформированное Заказчиком, таким образом, вынуждает участника торгов, имеющего намерение исполнить контракт, заключать договора с субподрядными организациями, специализирующимися на одном из видов работ, перечисленных в документации об аукционе, что в свою очередь не обеспечивает равный доступ к торгам участников, желающих принять в них участие.
Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона N135-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
С учетом изложенного, объединение в один лот оказание услуг и выполнение работ различных, не связанных между собой видов, может привести к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в торгах, в том числе по причине недостаточности трудовых или финансовых ресурсов.
Таким образом, включение заказчиком в описание объекта закупки необходимости выполнения одним подрядчиком работ: на выполнение работ по текущему содержанию искусственных дорожных сооружений (мостов, путепроводов, дамбы) и содержанию систем водоотведения на территории муниципального образования, которые функционально и технологически не связаны между собой, является нарушение вышеуказанных норм закона и ведет к ограничению числа участников.
Включение в описание объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года N145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
В силу части 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений.
Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Из п. 3 ст. 219 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства (в том числе путем заключения контрактов, договоров) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Заказчик в нарушении вышеназванных норм, без принятия муниципального правового акта внес изменения в план-график на 2016 год, в части принятия на себя бюджетного обязательства без фактически доведенных лимитов на содержание дорог на 2017-2019 гг..
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Антарес-С" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Управления городского хозяйства Администрации города Пскова нарушение п.1 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 2,3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об аннулировании аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.Ю. Варава
Ю.Г. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 декабря 2016 г. N 44-165/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016