Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 26 декабря 2016 г. N 44-168/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю - заместитель председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России Варава В.Ю.,
помощника руководителя Псковского УФАС России Самсоновой Ю.Г.,
при участии директора МУ УЖКХ г.Великие -Луки Шарапова Е.А.
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом, на заседание не явились,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ на положения документации о закупке N0157300002016000632 на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети и иных проездов на территории города Великие Луки в 2017 году", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
01 декабря 2016 года уполномоченным органом - Администрацией города Великие Луки объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети и иных проездов на территории города Великие Луки в 2017 году (номер извещения: 0157300002016000632).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 01.12.2016 года в 18:44.
Начальная (максимальная) цена контракта - 85 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 19.12.2016 11:00.
19 декабря 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
Рассмотрение жалобы состоялось 26 декабря 2016 года в 15.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N798з от 19.12.2016 года).
Положение документации об аукционе содержит нарушение части 1 статьи 37 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, N5250 от 23.12.2016 года, в материалах дела).
Проект контракта будет откорректирован с учетом доводов жалобы по п.15.2.
Описание объекта закупки соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.33 закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
1. При описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу, в том числе и ссылку на конкретный ГОСТ.
При этом согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара, в случае если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Таким образом, если Заказчик указал в документации об электронном аукционе необходимость соответствия товара конкретному ГОСТу, участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации.
В случае если заказчик в документации об электронном аукционе указал параметры, соответствующие определенному ГОСТу, то участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, который он предполагает поставить.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Псковского УФАС Росси по контролю в сфере закупок изучив документацию об аукционе на выполнение комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети и иных проездов на территории города Великие Луки в 2017 году (номер извещения: 0157300002016000632) считает правомерным установление в описании объекта закупки (приложение N4) требование к материалам путем ссылки на соответствующие ГОСТы (н-р битум нефтяной ГОСТ 2245-90).
Пунктом 2.3. Инструкции для участников закупки установлены следующие требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению:
" 2.3. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе (при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар) должна содержать:
А) согласие, участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Б) согласие, участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также
конкретные показатели используемого товара**, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе,
товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии),
знак обслуживания (при наличии),
фирменное наименование (при наличии),
патенты (при наличии),
полезные модели (при наличии),
промышленные образцы (при наличии),
наименование страны происхождения товара."
На заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки, содержащаяся в документации об аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе конкретных показателей товаров, при этом ссылка, в какой части документации об аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ со ссылкой на определенные ГОСТы.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки, содержащаяся в документации об аукционе, не позволяет определить, какие сведения подлежат представлению участниками закупки в составе заявки на участие в аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 15.2. проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения - 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 8 500 000,00 (восемь миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
1) Если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 15.2 и составляет 12 750 000,00 рублей или предоставление информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
2) К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта - 85 000 000,00 рублей.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлена возможность при снижении участником закупки цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при заключении государственного контракта предоставить информацию подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с которым заключается контракт.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
3. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Учитывая изложенное, при закупке работ на проведение капитального ремонта заказчик указывает в извещении о закупке и в документации о закупке в том числе объем работ.
В соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 217 БК РФ и пункта 2 статьи 219.1 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 БК РФ.
По итогам 2016 года одной из проблем в системе государственных закупок, является неисполнение Заказчиками своих обязательств по контрактам. По данным прокуратуры, задолженность заказчиков в настоящее время превышает 30 млрд. рублей. Это влечет за собой возникновение долгов по оплате труда, по налогам.
Более того, в целях предотвращения увеличения неисполнения Заказчиками своих обязательств по оплате, рассматривается законопроект, который устанавливает административную ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров или услуг, в том числе за неисполнение обязанности по уплате аванса, предусмотренного в контрактах.
договоров) в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Заказчик в нарушении вышеназванных норм, без принятия муниципального правового акта внес изменения в план-график на 2016 год, в части принятия на себя бюджетного обязательства без фактически доведенных лимитов на содержание дорог на 2017-2019 гг..
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части.
2. Уставить в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 37, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и части 2 и 3 статьи 219 Бюджетного Кодекса РФ.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений путем аннулирования аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Варава
Ю.Г. Самсонова
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 26 декабря 2016 г. N 44-168/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016