Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 декабря 2016 г. N ВП-79/16
Резолютивная часть решения оглашена "23" декабря 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" декабря 2016 года.
г.Тамбов
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в составе:
руководитель инспекции -руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКолодина Н.Н.
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" -,,,,,,,
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" -,,,,,,,,,
в отсутствие представителя Комитета государственного заказа Тамбовской области,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе)пообращениюТамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро"
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200003016005939,
УСТАНОВИЛА:
31.10.2016 комитет государственного заказа Тамбовской области опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупоки на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки) извещение N 0164200003016005939 о проведении электронного аукциона на оказание услуги по исследованию операционного и биопсийного материала.
Заказчиком по данной закупке является Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Жердевская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 957 400 руб.
18.11.2016вх. N7964 в Тамбовское УФАС России от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" (далее также - Заявитель) поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N0164200003016005939 наоказание услуги по исследованию операционного и биопсийного материала, что стало стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" указывает, что заказчиком нарушен порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта указанной выше закупки, а также неверно определен объект закупки (в нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований").
Кроме того, Заявитель считает, что объявленная закупка должна быть осуществлена Заказчиком не путем проведения конкурентной закупки, а путем заключения государственного контракта в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ТОГБУЗ "Патолого-анатомическое бюро" в соответствии с вышеуказанным приказом Минздрава России.
Инспекция Тамбовского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика в части проведения рассматриваемого аукциона установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетнымкодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с указанным довод Заявителя о нарушении в части расчета начальной (максимальной) цены контракта Инспекцией Тамбовского УФАС России не рассматривался в связи с отсутствием соответствующих полномочий у антимонопольного органа.
Так как одним из доводов обращения Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" является указание на нарушение порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта указанной выше закупки Тамбовское УФАС России ранеенаправило(исх. от 22.11.2016 N58-2-09/4196) копию указанного обращения в Финансовое управление Тамбовской области для рассмотрения по подведомственности по существу в части касающейся.
2. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного подрядчика, исполнителя осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исключительность полномочий на осуществление каких-либо работ или услуг органами, учреждениями, предприятиями должна подтверждаться правовыми актами, обозначенными в приведенной норме.
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" не представило в Тамбовское УФАС России документы, подтверждающие наделение его исключительными полномочиями по оказанию услуг по исследованию операционного и биопсийного материала, что является объектом рассматриваемой закупки.
Ссылки Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" на пункт 1 Правил проведения патолого-анатомических исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N179н, указанное не подтверждает.
Во-первых, исходя из пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе нормативные правовые акты не могут определять исключительность полномочий каких-либо лиц на выполнение работ или оказание услуг.
Во-вторых, пункт 1 Правил проведения патолого-анатомических исследований определяет, что патолого-анатомические исследования осуществляются в патолого-анатомических бюро или патолого-анатомических отделениях медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по патологической анатомии и гистологии.
С учетом изложенного, заключение Заказчиком государственного контракта на оказание услуг по исследованию операционного и биопсийного материала основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" как с единственным поставщиком, не соответствует Закону о контрактной системе. Напротив, применение данной нормы к рассматриваемым обстоятельствам нарушает законные права и интересы других хозяйствующих субъектов, также имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности с разрешенным видом работ (услуг) по предмету рассматриваемой закупки, а также условия конкуренции.
Соответствующий контракт может быть заключен с Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" по результатам осуществления конкурентной закупки и признания данного лица победителем в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Патолого-анатомическое бюро" заявляет, что Заказчик неверно определил объект закупки и осуществил его описание. Считает, что объектом закупки и единицей его измерения должно быть не общее количество заказываемых исследований операционного и биопсийного материала, ачисло проведенных исследований с учетом категории сложности и числа все необходимых технологических операций, ссылаясь на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N179н.
При этом, Инспекция Тамбовского УФАС России отмечает, что заявитель не представил доказательств в обоснование его доводов, а обосновывает свои выводы на собственном толковании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N178н.
Однако, в названом Приказе, определяющем Правила проведения патолого-анатомических исследований, установлено, что категории сложности прижизненных патолого-анатомических исследований, дополнительные методы исследований и учет числа необходимых технологических операций определяют патолого-анатомические бюро (отделения).
Заказчик возражает, указав следующее: "На основании пункта 11 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" биопсийный (операционный) материал направляется в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование по форме согласно приложению N2 к данному приказу, в котором указывается только локализация патологического процесс (орган, топография), характер патологичского процесса (эрозия, язва, полип, пятно, узел, внешне измененная ткань, отношение к окружающим тканям), количество объектов. Данных о категории сложности в направлении нет. Медицинский работник при взятии биопсийного (операционного) материала не может определить категорию сложности.
На основании пункта 16 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 марта 2016 года N179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" вырезка из биопсийного (операционного) материала - включает в себя иссечение кусочков органов и тканей (тканевых образцов) и помещение их в фиксирующие растворы; объем вырезки и назначаемые окраски (реакции, определения) определяются врачом-патологоанатомом исходя из задач прижизненного патолого-анатомического исследования, объема биопсийного (операционного) материала, способа его взятия, диагноза заболевания (состояния) и другой информации, содержащейся в выписке из медицинской документации пациента, с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
При проведении патолого-анатомического исследования в целях уточнения диагноза заболевания (состояния) с учетом требований стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи на этапе микроскопии биопсийного (операционного) материала врачом-патологоанатомом дополнительно может быть назначено проведение дополнительных методов окраски микропрепаратов (постановки реакции, определения) - гистохимических, иммуногистохимических, электронно-микроскопических, молекулярно-биологических, генетических и иных методов, т.е. не возможно заранее знать сколько исследований будет проводиться за один случай и к какой категории сложности будет отнесено патолого-анатомическое исследование".
Принимая во внимание пояснения Заказчика, а также положения Правил проведения патолого-анатомических исследований, Инспекция Тамбовского УФАС России приходит к выводу о недоказанности со стороны Заявителя довода о нарушении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при описании и выборе способа закупки объекта закупки, а также не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По итогам проведения внеплановой проверки инспекция Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать не установленным факт нарушения требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции в действиях государственного заказчика - Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" при проведении электронного аукционаN0164200003016005939 наоказание услуги по исследованию операционного и биопсийного материала.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель инспекции |
Е.А. Гречишникова |
Члены инспекции |
Н.Н. Колодина В.В. Иванов |
|
|
|
|
|
|
исп. Иванов В.В.
(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 декабря 2016 г. N ВП-79/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016