Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 декабря 2016 г. N 22729/05-02(411Ж-16)
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", представитель по доверенности Сорокина Е.А.,
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Медстомат" (далее также - ООО "Медстомат", заявитель), представитель по доверенности Астахов В.В.,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представитель по доверенности Цыганова Н.Ю.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "Медстомат" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (магистраль кровопроводящая, диализатор) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0171200001916001533) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Медстомат" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (магистраль кровопроводящая, диализатор) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0171200001916001533).
По мнению заявителя, закупка заказчиком в рамках одного аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов осуществляется закупка и магистрали кровопроводящей, являющейся уникальным товаром, не имеющим аналогов (эквивалентов), специально созданной для одного аппарата "Искусственная почка" Surdial X, и диализатора влечет за собой ограничение количества участников такой закупки.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 02.12.2016 г., размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0171200001916001533 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (магистраль кровопроводящая, диализатор) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом данным пунктом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию: это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к необходимым товарам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к поставляемым товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Кроме того, законодательством о закупках не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к описанию объекта закупки, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении таких требований к объекту закупки. Более того, указание в документации об электронном аукционе конкретных характеристик к поставляемым товарам законодательством о закупках предусмотрено.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указано, что заказчику требуется поставить расходные материалы: магистраль кровопроводящую в количестве 2 550 шт. и диализатор в количестве 8 500 шт., а также определены функциональные, технические и качественные характеристики данных товаров.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1" имеет отделение гемодиализа, в рамках работы которого оказывается медицинская помощь пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью методом гемодиализа.
Гемодиализ - это эфферентный метод очищения крови с использованием специального аппарата "искусственная почка", в ходе проведения которого из крови отфильтровываются токсины, образующиеся в результате метаболизма (обмена веществ).
Гемодиализ обеспечивается путем одновременной работы трех его составляющих: аппарата "искусственная почка"; диализатора с полупроницаемой мембраной, имеющего мелкие поры, по одну строну от которого течет кровь, по другую - диализирующий раствор (диализат); магистрали, обеспечивающие прохождение крови от пациента в диализатор, а после очищения - обратно.
Закупка магистралей кровопроводящих и диализатора в одном аукционе в электронной форме обусловлена необходимостью достижения заказчиком единой цели - возможностью проведения процедуры гемодиализа лицам, которым необходима очистка крови только с помощью аппарата "искусственная почка", путем приобретения данных расходных материалов к конкретному аппарату для гемодиализа "Surdial X", уже имеющемуся в распоряжении заказчика.
На заседание Комиссии представителем заказчика была представлена также заявка от заведующего отделением гемодиализа ГБУЗ ЯО "Городская больница N1", содержащая просьбу приобрести магистрали кровопроводящие и диализаторы в одной закупке, так как поставка указанных расходных материалов одним хозяйствующим субъектом, с которым по итогам проведения процедуры будет заключен контракт, исключит возможность срывов поставки или несвоевременность, или неодномоментность поставки и т.д. одного из компонентов технологического процесса, поскольку подобные нарушения повлекут за собой невозможность проведения процедуры гемодиализа в целом и, соответственно, ставят под угрозу жизнь пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии.
Соответственно, в данном случае потребность заказчика заключается в обеспечении отделения гемодиализа ГБУЗ ЯО "Городская больница N1" расходными материалами (магистралями кровопроводящими и диализаторами) к ранее закупленному заказчиком аппарату для гемодиализа "Surdial X" и возможности бесперебойного функционирования указанного аппарата с целью оказания своевременной и экстренной помощи больным.
Кроме того, в качестве предмета закупки обозначена поставка расходных материалов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющиеся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить лекарственные средства, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Доказательств того, что указанные в документации товары могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит.
Представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка и выявлено, что осуществить поставку расходных материалов, являющихся предметом закупки, в данном случае одновременно магистрали кровопроводящие и диализаторы может несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Дельрус-Центр", ООО "Медицина и здоровье", ООО "Первый элемент".
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках, выразившихся в ограничении требованиями технического задания аукционной документации количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Медстомат" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (магистраль кровопроводящая, диализатор) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0171200001916001533) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 декабря 2016 г. N 22729/05-02(411Ж-16)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016