Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 декабря 2016 г. N 05-02/409Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "НПП "Чистый инструмент" (далее - заявитель) - представитель по доверенности Курилович С.В.;
от заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больницы (далее - заказчик) - представители по доверенности Григорьева В.А., Морева Е.В.;
от оператора торговой площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "НПП "Чистый инструмент" на действия аукционной комиссии заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больницы, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ (извещение N 0371300086716000141) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "НПП "Чистый инструмент" на действия аукционной комиссии заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больницы, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ (извещение N 0371300086716000141).
По мнению заявителя, победитель электронного аукциона (извещение N 0371300086716000141) ИП Бурлаков Сергей Валентинович не является ни производителем, ни продавцом товара, потребность в котором заявил заказчик, в связи с чем не мог быть признан победителем проводимой заказчиком закупки.
Кроме того, победитель электронного аукциона не представил регистрационное удостоверение на термометры (обязательное требование при размещении заказа при поставке товара медицинского назначения), чем нарушил, как полагает заявитель, требования, указанные заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе: "Продукция должна соответствовать стандарту, при поставке иметь регистрационное удостоверение, сертификаты качества и декларации о соответствии, надлежаще заверенные Поставщиком", поэтому поданную им заявку аукционная комиссия заказчика должна была признать не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу доводов жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больницей, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.11.2016 размещено извещение N 0371300086716000141 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ. Описание объекта закупки - в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно (пункт 6 Правил).
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению.
Так, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона*;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10 информационной карты аукциона), или копии этих документов;
3) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ*;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
* Указанную информацию и документы рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N 3 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
В соответствии с требованиями раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлены, в том числе следующие требования к объекту закупки: продукция должна соответствовать стандарту, при поставке иметь регистрационное удостоверение и декларации о соответствии, надлежаще заверенные поставщиком.
Следовательно, заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников закупки регистрационных удостоверений на медицинские изделия, являющиеся объектом закупки, однако, предоставления во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе данных документов от участников закупки в соответствии с положениями документации об электронном аукционе не требуется. Данные документы должны быть предоставлены заказчику поставщиком при поставке товара, являющегося предметом закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0371300086716000141 от 13.12.2016 аукционной комиссией заказчика были рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе двух участников закупки: ИП Бурлакова Сергея Валентиновича (порядковый номер заявки N 1) и ООО "НПП "Чистый инструмент" (порядковый номер заявки N 2). Обе заявки были признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям законодательства о закупках и документации об электронном аукционе. Победителем аукциона признан ИП Бурлаков Сергей Валентинович (порядковый номер заявки N 1) как участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, поскольку в требованиях к составу и содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе не было указано требование о предоставлении участниками закупки регистрационных удостоверений на медицинские изделия, следовательно, наличие / отсутствие во вторых частях заявок участников закупки таких удостоверений не расценивалось аукционной комиссией заказчика как соответствие / несоответствие таких участников закупки требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия считает необоснованным довод заявителя о том, что участник закупки ИП Бурлаков Сергей Валентинович (порядковый номер заявки N 1) не является ни производителем, ни продавцом тех медицинских изделий, которые требуются заказчику и являются объектом рассматриваемой закупки, в связи с чем не мог быть признан победителем проводимой заказчиком закупки, поскольку предметом закупки является поставка медицинских изделий, которую вправе осуществить как производитель, так и поставщик таких изделий, и для осуществления которой законодатель не требует от поставщиков каких-либо разрешительных документов (свидетельства, лицензии и так далее). Комиссия также учитывает, что заявитель, утверждая, что ИП Бурлаков Сергей Валентинович не является поставщиком требующегося заказчику товара, не приводит доказательств данного обстоятельства, в то время как согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (то есть законодателем установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений).
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о закупках в действиях аукционной комиссии заказчика, признавшей заявку участника закупки ИП Бурлакова Сергея Валентиновича (порядковый номер заявки N 1) соответствующей требованиям законодательства о закупках и документации об электронном аукционе.
В ходе рассмотрения данной жалобы Комиссией была проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком требований законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ (извещение N 0371300086716000141) и установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ. Описание объекта закупки - в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлено, что заказчику к поставке требуются "термоиндикатор электронный для контроля "холодовой цепи" и "термометр электронный для контроля холодовой цепи".
Пунктом 1.1 раздела 1 "Предмет контракта, сроки поставки" проекта государственного контракта установлено, что поставщик принимает на себя обязательство поставить заказчику, а заказчик принять и оплатить термоиндикаторы контроля "Холодной цепи" и термометры электронные для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ.
Таким образом, проанализировав положения документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что, поскольку в данном случае неясно, поставка какого товара требуется заказчику: термоиндикаторов контроля "холодной" либо "холодовой" цепи, следовательно, описание объекта рассматриваемой закупки установлено заказчиком в документации об электронном аукционе необъективным, противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий такой закупки образом, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в приложении N 1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
В приложении N 1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" установлено, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - выбран как приоритетный в соответствии с Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом N 567 Минэкономразвития от 02.10.2013.
Так, при осуществлении расчета были использованы цены трех поставщиков за единицу каждого товара: КП 1 - 4 700,00 руб. и 3 550,00 руб., КП 2 - 4 950,00 руб. и 3 795,00 руб., КП 3 - 5 700,00 руб. и 4 260,00 руб.
Однако, в таблице, отражающей информацию о полученных ценах, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет, к обоснованию цены также не приложены документы, на основании которых выполнен расчет, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПП "Чистый инструмент" на действия аукционной комиссии заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больницы, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термоиндикаторов контроля "Холодной цепи" и термометров электронных для нужд ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ (извещение N 0371300086716000141) необоснованной;
2. Признать заказчика - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Большесельскую центральную районную больницу, нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику - государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Большесельской центральной районной больнице, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 декабря 2016 г. N 05-02/409Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016