Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 декабря 2016 г. N 413Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от ООО "Военсервис" (далее - заявитель) - Которкин А.В.,
от заказчика - Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница имени Н.А. Семашко" (далее также - заказчик) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представитель по доверенности Цыганова Н.Ю.,
от ООО "Корпоративное питание" - представитель по доверенности Малахова Т.В.;
рассмотрев жалобу ООО "Военсервис" на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н. А. Семашко" (извещение N 0171200001916001435) (далее - конкурс, заказчик, уполномоченный орган) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "Военсервис" на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н. А. Семашко" (извещение N 0171200001916001435).
В жалобе Заявитель указывает на то, что уполномоченным органом неправомерно принято решение о том, что участник закупки - ООО "Военсервис", не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (обоснование: "в пункте 6.3 Раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.
Данное требование участником закупки не выполнено (участником закупки в качестве подтверждения данного требования представлен договор субподряда N КК-25/2015 от 25 января 2015 г между Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративный кейтеринг" и Обществом с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС")".
Просит признать жалобу обоснованной.
Представители уполномоченного органа и заказчика в свою очередь пояснили, что не согласны с доводами жалобы; представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.11.2016 г. размещено извещение N 0171200001916001435 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н. А. Семашко" вместе с закупочной документацией.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с частями 4-8 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (часть 4 указанной статьи).
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки (часть 5 указанной статьи).
Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов (часть 6 указанной статьи).
В течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 7 указанной статьи).
Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 8 указанной статьи).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2012 N99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются, в частности, путем проведения конкурса с ограниченным участием, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 2 к указанному постановлению.
Так, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей заказчик и уполномоченный орган обязаны установить дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс) и требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ гражданско-правовые договоры, предметом которых является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) закупаются бюджетными учреждениями в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ определено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Предметом конкурса с ограниченным участием является оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н. А. Семашко", что соответствует наименованию видов работ, указанных в пункте 6 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Во исполнение требований указанных выше норм закона, заказчиком и уполномоченным органом в пункте 6.3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
Пунктом 6.4 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
"копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги".
Из системного анализа требований статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99, а также требований документации об аукционе в электронной форме следует, что документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 и пунктам 6.3 и 6.4 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора) заказчика, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России установлено, что участником закупки - ООО "Военсервис", в составе заявки представлена копия договора субподряда N КК-25/2015 от 25 января 2015 года, заключенного между ООО "Корпоративный кейтеринг" и ООО "Военсервис", на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" с ценой договора 9 078 367 (Девять миллионов семьдесят восемь тысяч триста шестьдесят семь) рублей 00 копеек.
Из анализа данного договора следует, что последний заключен с хозяйствующим субъектом - ООО "Корпоративный кейтеринг", который в силу прямого указания в законе (Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ) не является ни государственным, ни муниципальным учреждением, ни бюджетным учреждением.
Государственные или муниципальные контракты либо договоры, заключенные с бюджетным учреждением, в составе заявки участника закупки - ООО "Военсервис", отсутствовали.
Следовательно, участник закупки - ООО "Военсервис", в качестве подтверждения опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены настоящего конкурса (пункты 6.3, 6.4 закупочной документации) представил единственный договор, который не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 и конкурсной документации, поскольку заключен не с государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением.
Согласно протоколу предквалификационного отбора, утвержденному директором Департамента государственного заказа Ярославской области 12 декабря 2016 года, участник закупки - ООО "Военсервис", не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (обоснование: "в пункте 6.3 Раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.
Данное требование участником закупки не выполнено (участником закупки в качестве подтверждения данного требования представлен договор субподряда N КК-25/2015 от 25 января 2015 г между Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративный кейтеринг" и Обществом с ограниченной ответственностью "ВОЕНСЕРВИС")".
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, принявшего по результатам предварительного отбора по конкурсу N0171200001916001435 решение о том, что участник закупки - ООО "Военсервис", не соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Военсервис" на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБКУЗ ЯО "Городская больница им. Н. А. Семашко" (извещение N 0171200001916001435) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 декабря 2016 г. N 413Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016