Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 декабря 2016 г. N 1803-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Мурашко Е.Н. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Алиева В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Дорохиной Т.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа - ,
- заинтересованного лица ИП Власова С.В. - ,
- в отсутствие заявителя в лице ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (г. Москва, пер. Митинский, 3-Й, д. 3, ком 119) о нарушении заказчиком в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа (623340, Свердловская обл., рп Арти, ул. Ленина, 100) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкцию тепловых сетей котельной N 9 в р.п.Арти (извещение N 0162300007516000012) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (вх. N 01-20172 от 13.12.2016 г.) о нарушении заказчиком в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкцию тепловых сетей котельной N 9 в р.п.Арти (извещение N 0162300007516000012) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" указал, что дополнительные требования к участникам закупки установлены с нарушением Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.08.2016 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300007516000012 и документация об аукционе на реконструкцию тепловых сетей котельной N 9 в р.п.Арти, в действующей редакции от 28.11.2016 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 24 481 780,00 рублей.
Частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п.3).
Согласно ч.3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление), предъявляются при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Постановлением установлено, что документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Дополнительные требования к участникам закупки, отвечающие ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе и положениям Постановления, установлены в информационной карте аукционной документации.
Представитель заказчик пояснил, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N1185 "о внесении изменений в приложение N1,2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99" вступило в законную силу 25.11.2016, при этом в документацию по предписанию контрольного органа внесены изменения 17.11.2016 г., оснований для внесения изменений в оспариваемой части у заказчика не имелось.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п. 2).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение N 1 к Муниципальному контракту установлено описание объекта закупки аукционной документации, установлено техническое задание на выполнение работ, также содержатся сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, в том числе, содержатся следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам, упаковке, отгрузке товаров и иные показатели, связанные с определением соответствия используемых товаров потребностям заказчика |
93 |
Грунтовка ГОСТ 25129-82. |
Пленка грунтовки ГФ-021должна быть устойчива к изменению температуры не ниже -45 °С и не выше +60 °С . Условная вязкость при 20 градусах Цельсия не менее 50, степень разбавления грунтовки растворителем менее 25%, массовая доля нелетучих веществ не менее 60%, степень перетира не менее 40мкм, эластичность пленки при изгибе менее 0,5 мм, адгезия пленки не более 1 балла, расслаивание не более 5 мл |
84 |
Блок бетонный ФБС12.5.6-Т |
Должны соответствовать ГОСТ 13579-78; Материалы, применяемые для приготовления бетона, должны обеспечивать выполнение технических требований, установленных настоящим стандартом, и соответствовать действующим стандартам или техническим условиям на эти материалы. горячекатаной арматуры гладкой класса А-I или периодического профиля Аc-II по ГОСТ 5781. Одна петля не должна иметь массу менее 0,38 кг Марка бетона: не ниже В7,5 (М100) Вид бетона: легкий или тяжелый или силикатный Расход бетона: не менее 0,5 м3 Расход арматуры: до 1,5 кг Марка бетона по водонепроницаемости: выше W4 Плотность бетонной смеси: от 1800 кг/м3 |
86 |
Блок бетонный ФБС 12.5.3-Т |
Должны соответствовать ГОСТ 13579-78; Материалы, применяемые для приготовления бетона, должны обеспечивать выполнение технических требований, установленных настоящим стандартом, и соответствовать действующим стандартам или техническим условиям на эти материалы. Значение нормируемой отпускной прочности бетона блоков не должно быть менее 50 процентов от класса по прочности на сжатие. Монтажные петли блоков должны изготовляться из стержневой горячекатаной арматуры гладкой класса А-I или периодического профиля Аc-II по ГОСТ 5781. Одна петля не должна иметь массу менее 0,38 кг Марка бетона: не ниже В7,5 (М100) Вид бетона: легкий или тяжелый или силикатный Расход бетона: не менее 0,5 м3 Расход арматуры: до 1,5 кг Марка бетона по водонепроницаемости: выше W4 Плотность бетонной смеси: от 1800 кг/м3 |
57 |
Ротаметр, расходомер индукционный д. 200 мм |
Параметры измеряемой жидкости: диапазон температуры измеряемой жидкости должен находиться в пределах от плюс 1 °С до плюс 150 °С при раздельном варианте установки ППР и 3 ИП и от плюс 1 °С до плюс 90 °С при едином варианте установки ППР и ИП; - диапазон давлений измеряемой жидкости от 0,1 МПа до 1,6 МПа |
58 |
Комплект термопреобразователей сопротивления |
Диапазон измеряемых температур от 0 °С до 180 °С от минус 50 °С до 100°С. Диапазон измеряемых разностей температур от 3°С до 180°С. Схема соединения чувствительного элемента 4-проводная |
66 |
Песок для строительных работ из отсевов дробления, марка 400 средний |
Песок класса I либо класса II. ГОСТ 31424-2010. ГОСТ 8736-2014 Песок из отсевов дробления для строительных работ. Не ниже II класса. Модуль крупности Мк - минимальное значение 1,0; максимальное значение 3,0. Полный остаток на сите N 063 - минимальное значение 10, максимальное значение 50. Содержание зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений: Св. 10 мм - 5 % по массе; Св. 5 мм - 15 % по массе; Менее 0,16 мм - 15 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3 % по массе. Содержание глины в комках не должно превышать 0,5 % по массе. |
75 |
Труба 273*4ГОСТ 10704-91 20ГОСТ 1050-88 |
Труба диаметром 273 мм, толщиной стенки 3,5 мм изготовлена в соответствии с ГОСТ 10704-91 из стали марки 20 по ГОСТ 1050-88. |
Вместе с тем Комиссией установлено, что ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ- 021. Технические условия" устанавливает требования к показателям - условной вязкости вязкость при 20 градусах Цельсия не менее 45, массовая доля нелетучих веществ 54-60%, эластичность пленки при изгибе не более 1 мм.
ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов" для блока бетонного ФБС12.5.6-Т установлен расход бетона 0,331м3, для блока бетонного12.5.3-Т установлен расход бетона 0,159 м3, при этом масса используемой петли П4 составляет 0,37 кг.
ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня" установлено, что песок средний класса I имеет значение модуля крупности "свыше 2,0 до 2,5" и значение показателя полного остатка на сите 063 "свыше 30 до 45% по массе". Песок средний класса II имеет значение модуля крупности "свыше 2,0 до 2,5" и значение показателя полного остатка на сите 063 "свыше 30 до 45% по массе".
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению. При этом положения п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе положениями информационной карты аукционной документации установлено требование к составу первой части заявки на участие в закупке.
Также инструкцией по заполнению заявки информационной карты аукционной документации установлено, что качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в ГОСТ, СНиП, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в Приложении к техническому заданию.
Таким образом, требованием к составу первой части заявки и инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено требование об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товаров как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным техническим заданием аукционной документации, при этом последние противоречат требованиям Стандарта, вводят участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Инструкцией по заполнению заявки информационной карты аукционной документации установлено, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) указывать: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "должно быть", "+", "-", ";" и т.п. В случае, если значения показателя указаны через слово "или", то необходимо указать одно из указанных значений данного показателя. В случае, если значения показателя указаны через слово "и", то указываются все значения данного показателя. Значения показателей товаров, которые отмечены знаком "*", являются диапазонными. Параметры, по своей сути имеющие диапазонное значение, не подлежат конкретизации, уточнению.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил о технической ошибке по п. 57 "Ротаметр, расходомер индукционный д. 200 мм", по п. 58 "Комплект термопреобразователей сопротивления", по п. 75 "труба".
Согласно инструкции по заполнению заявки следует указать значения показателей жидкости по п. 57 при двух вариантах установки, при этом не имеет возможности указать конкретный вариант установки в соответствии с требованием Закона о контрактной системе. Аналогичное несоответствие усматривается по п. 58 "Комплект термопреобразователей сопротивления". По п. 75 "труба" одновременно установлено требование размера толщины стенки 4 и 3,4 мм, не позволяющих определить потребность заказчика и предложить соответствующий товар в заявке участникам закупки.
Таким образом, заказчиком указано значение показателя, которое не позволят определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, оформить надлежащим образом заявку на участие в закупке.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки информационной карты аукционной документации установлено, что в случае, если в ТУ, паспорте, ГОСТе указаны неконкретные показатели, то такие величины следует сопровождать словами "согласно ТУ", "согласно паспорту на изделие", "согласно ГОСТу". В случае если показатели предлагаемого товара являются переменными, такие показатели необходимо сопровождать фразой "в диапазоне".
Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия комиссией по осуществлению закупок решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком положениями аукционной документации установлено требование к оформлению заявки на участие в закупке.
На основании изложенного установленное описание объекта закупки совместно с инструкцией по заполнению заявки носит необъективный характер, не позволяет надлежащим образом оформить и подать заявку на участие в закупке, что нарушает п. 1 , 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что в положения аукционной документации (извещение N 0162300007516000012) заказчиком неоднократно вносились изменений в аукционную документации, в том числе по предписанию контрольного органа, в связи с чем у участника закупки, направившего три запроса о даче разъяснений положений документации (ч. 3, 6 ст. 65 Закона о контрактной системе), отсутствует законная возможность обратиться с соответствующим запросом о даче разъяснения положений документации в новых редакциях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа выявлено нарушение п. 1 , 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, ч.2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими вышеуказанные полномочия при осуществлении закупки N 0162300007516000012, а также письменным объяснением по факту выявленного нарушения "_24_" января 2016 г. в __15-00_.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N1803-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 20.12.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N1803-З от 20.12.2016 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа в срок до 17.12.2017года устранить нарушение Закона о контрактной системе, установленное решением N1803-З от 20.12.2016 г., аннулировав закупку путем отзыва извещения N0162300007516000012 способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Комитета по управлению имуществом администрации Артинского городского округа в срок до 31.12.2017года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 декабря 2016 г. N 1803-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016