Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 декабря 2016 г. N 262-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
|
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционах на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0869200000216001752); на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0869200000216001754), на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0869200000216001755) (далее - аукционы), в присутствии:
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 3 от 06.06.2016,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 8 от 21.09.2016,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 41 от 14.07.2016,
- представителя ООО "ЦУМО-74", действующего на основании доверенности от 19.12.2016,
- представителя ООО "ЦУМО-74", действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ N 537818В/2016 от 22.12.2016,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "ЦУМО-74" о нарушении заказчиками законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов.
Кроме того, в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "ЦУМО-74" на действия аукционной комиссии при проведении обжалуемых закупок, в связи с чем принято решение об объединении процедуры рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в одно производство.
Согласно представленным документам 29.11.2016 ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" - организатор совместных аукционов объявило о проведении аукционов.
Заказчиками совместных аукционов выступили Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 5, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N4", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 6, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная станция переливания крови", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница N8.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционах - 07.12.2016 в 10:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракты по аукционам не заключены.
В обращении заявителя указано, что в документациях о закупках неправомерно не установлено требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие оборудования и транспортных средств для утилизации медицинских отходов класса "Б" СанПиН 2.1.7.2790-10, тогда как указанные документы необходимы для надлежащего исполнения контракта.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения и указали, что согласно законодательству о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к документам, подтверждающим наличие у участника закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, тогда как соответствие услуг требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 будет проверяться в ходе исполнения контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе при наличии в совокупности двух условий, а именно: требования к товару (работам, услугам) предъявлены в соответствии с действующим законодательством и указаны в документации об электронном аукционе, то в требованиях к составу второй части заявки должны быть указаны конкретные документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из извещений и документаций о закупках предметом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации медицинских отходов класса "Б" согласно Приложению N 1 к информационным картам документаций о закупках.
Из пунктов 2.2, 2.4, 5.5, 5.6, 6.1 технических заданий следует, что сбор, транспортирование и обезвреживание медицинских отходов заказчика производится в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
В подпункте 3 пункта 17 информационной карты документации о закупке указано, что предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - не предусмотрено.
СанПиН 2.1.7.2790-10 регулирует отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и устанавливает гигиенические требования и критерии по определению класса опасности в целях предотвращения вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б - это эпидемиологически опасные отходы, то есть медицинские отходы к которым относятся: инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.
Согласно пункту 5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные медицинских отходов классов Б средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению.
Пунктом 5.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 также предусмотрено, что применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания отходов класса Б и В физическими методами.
В пункте 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б.
Таким образом, указанными санитарными нормами предусмотрены требования к оборудованию, транспортным средствам и другим материальным ресурсам, применяемым при утилизации медицинских отходов класса Б.
Вместе с тем, документы, подтверждающие соответствие услуги по утилизации медицинских отходов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в СанПиН 2.1.7.2790-10 не предусмотрены.
Заявителем также не представлены сведения о том, какие документы подтверждают соответствие услуги по утилизации медицинских отходов класса "Б" требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в документации о закупке, в том числе в проекте контракта, не указано, что участник закупки (исполнитель) должен представить документы, подтверждающие соответствие услуги по утилизации медицинских отходов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что исключает обязанность заказчика устанавливать требования к составу второй части заявки по пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 2 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Вместе с тем, постановлением Правительства не установлены дополнительные требования к участникам закупки при проведении закупок на оказание услуг по утилизации медицинских отходов, в связи с чем заказчик не вправе устанавливать требования к предоставлению документов, подтверждающих наличие у участника закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
Дополнительно антимонопольный орган, изучив условия проекта контракта, приходит к следующим вывода.
В техническом задании и проекте контракта указаны требования к исполнителю услуг о выполнении им требований СанПиН 2.1.7.2790-10, что порождает для него, в том числе обязанность по применению в ходе исполнения контракта оборудования и транспортных средств, соответствующих требованиям данного нормативного правового акта.
Пунктом 2.1.1 проекта контракта предусмотрена обязанность исполнителя оказывать услуги в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, регулирующего выполнение вышеуказанных услуг: ФЗ от 30.03.1999 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
В пунктах 2.1.2-2.1.9 проекта контракта конкретизированы обязанности исполнителя по утилизации медицинских отходов согласно СанПиН 2.1.7.2790-10.
В пунктах 2.3.1, 2.3.2 проекта контракта указаны корреспондирующие права (обязанности) заказчика, а именно:
- проверка хода и качества оказываемых услуг, исполняемых исполнителем, без вмешательства в его хозяйственную деятельность;
- запрос документации по утилизации отходов в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. N163 и связанный с реализацией Федеральных законов: N 52-ФЗ от 30.03.99 г "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления";
- проведение экспертизы оказанных услуг своими силами или с привлечением экспертов/экспертной организации в сроки, установленные в соответствии с п. 3 настоящего контракта.
С учетом изложенного, реализация требований СанПиН 2.1.7.2790-10 осуществляется в ходе исполнения контракта, в том числе в ходе приемки заказчиком услуг, являющихся предметом контракта.
При этом, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, тогда как в полномочия антимонопольного органа входит контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе до заключения контракта.
Таким образом, в подпункте 3 пункта 17 информационной карты документации о закупке правомерно не указано требование к документам, подтверждающим соответствие услуг, являющихся объектом закупки, требованиям действующего законодательства, в том числе ввиду того, что ни СанПиН 2.1.7.2790-10, ни положениями документации о закупке не предусмотрены документы, подтверждающие соответствие услуг по утилизации отходов класса Б требованиям действующего законодательства, что соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, антимонопольный орган не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии, так как при рассмотрении вторых частей заявок комиссия руководствовалась положениями аукционной документации, согласно которым предоставление документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 декабря 2016 г. N 262-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016