Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 28 октября 2016 г. N 240/16-ГЗ/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Н.А. Мишенькина |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
Член Комиссии: |
В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
Член Комиссии: |
И.В. Савельев
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от муниципального заказчика:
|
Н.Н. Янусик
|
- представителя Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (доверенность N1009 от 27.10.2016); |
от заявителя: ООО "Стройинвест" было уведомлено надлежащим образом, но на заседание Комиссии представитель заявителя не явился, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Смоленского УФАС России) (приказ Смоленского УФАС России от 21.03.2016 N 26) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Стройинвест" на действия муниципального заказчика - Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области при проведении электронного аукциона по строительству универсального спортивного комплекса с ледовым катком (извещение N 0163300042416000002)
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель, Общество), следует, что положения документации о закупке не соответствуют действующему законодательству о контрактной системе.
В этой связи Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и указал, что аукционная документация составлена в соответствии с законодательством о контрактной системе, в связи с чем просил признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены 07.10.2016 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 809 688 руб. 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2016 на участие в аукционе не было подано ни одной заявки, в связи с чем, на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе такой аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Смоленского УФАС России рассматривая доводы заявителя изложенные в жалобе пришла к следующим выводам.
1) По мнению заявителя, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком в проекте контракта, не установлены все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Постановление Правительства N1063) для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте контракта заказчиком установлены следующие размеры штрафов:
"7.2. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в виде фиксированной суммы в размере 2 процентов от цены Контракта, что составляет ____________(_______________) рублей _____ копеек (размер штрафа в процентах от цены контракта определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 и указывается в контракте после определения цены контракта).
7.4. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5 процентов цены от Контракта, что составляет ____________(_______________) рублей _____ копеек (размер штрафа в процентах от цены контракта определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063)".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства N 1063, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 809 688 руб. 00 коп.
Согласно п. 4 Постановления Правительства N1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с п 5 Постановления Правительства N1063, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Комиссия Смоленского УФАС России, учитывая, что заказчиком в документации установлен процент штрафа в соответствии требований Постановления Правительства N1063 за ненадлежащее исполнение подрядчиком, заказчиком обязательств предусмотренных контрактом, а так же то, что законодательство о контрактной системе не обязывает устанавливать все возможные значения размеров штрафа, предусмотренных Постановлением Правительства N1063 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя в указанной части.
2) По мнению Заявителя, заказчик неправомерно установил дату окончания срока подачи заявок, так как окончание такого срока приходиться на нерабочий день, что нарушает ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 3 с. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, опубликованному 07.10.2016 в 15:25, дата и время начала подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 07.10.2016 в 15:25, датой и временем окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено 22.10.2016 в 23:59.
Заявитель в жалобе ссылается на положение ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Однако ч. 3 с. 63 Закона о контрактной системе устанавливает срок размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона в зависимости от даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Т.е. фактически утверждено правило обратного отсчета календарных дней. Все даты, включая дату размещения извещения, дату окончания подачи заявок, а также временной отрезок между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок, заказчик устанавливает самостоятельно, но с учетом требований ч. 3 с. 63 Закона о контрактной системе к минимальному временному отрезку между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок. При этом фактически, участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе в день размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и в день окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, период между датой размещения извещения о проведении электронного аукциона и датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе составляет 16 рабочих дней (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 октября 2016 года)
Учитывая изложенное, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3) По мнению Заявителя, заказчик в извещении о проведения электронного аукциона не установил требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В ч. 3 ст. 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 (далее - Приказ N624).
Следовательно, если предметом закупки является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки, в данном случае, обязан представить такое свидетельство.
При этом участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
В п. 7 Информационной карты электронного аукциона указаны требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме, среди которых присутствует требование о представлении копии свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что в извещении о проведении электронного аукциона не указаны требования к участникам электронного аукциона о наличии у таких участников свидетельство СРО, действия заказчика нарушают п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанный довод заявителя нашел своё подтверждение.
Кроме того, в ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако в нарушение указанного требования, заказчик в проекте контракта не указал предусмотренные данной правовой нормой сроки возврата денежных средств.
Таким образом, заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия муниципального заказчика - Комитета по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области при проведении электронного аукциона по строительству универсального спортивного комплекса с ледовым катком (извещение N 0163300042416000002) обоснованной в части нарушения п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях муниципального заказчика нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, так как закупка завершена в связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Н.А. Мишенькина |
Член Комиссии |
|
В.П. Епейкин |
Член Комиссии |
|
И. В. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 28 октября 2016 г. N 240/16-ГЗ/Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016