Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 декабря 2016 г. N ЭА-2101/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Кальрос" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Юг Спорт" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса "Парус", корпус "Старт"" (извещение N0318100072216000305) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "Юг Спорт" проводился электронный аукцион "Выполнение работ по капитальному ремонту Спортивно-оздоровительного и гостиничного комплекса "Парус", корпус "Старт"" (извещение N0318100072216000305).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 997 375,20 рублей.
Заявитель указывает, что в документации не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
На основании ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 перечень, лицо, осуществляющие строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно ч.4 ст.55.8 Градостроительного Кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее Приказ N624).
Пункт 2 Приказа N624 устанавливает, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп.4 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Представители Заказчика пояснили, что при выполнении работ, предусмотренных локальными сметными расчетами, согласно предмету аукциона, не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком, исходя из своих потребностей в товарах (материалах), установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ в приложении N3 к Техническому заданию.
- п.9 "Блок оконный": Требуется блок оконный двустворчатый из поливинилхлоридных профилей с глухой и поворотно-откидной створкой. Конструкция изделий должна включать в себя не менее двух рядов уплотняющих прокладок в притворах. Герметизирующие слои в стеклопакетах (в том числе в местах угловых соединений и соединениях первого и второго слоев герметизации) должны быть сплошными, без разрывов и нарушений герметизирующего слоя. Стеклопакеты должны иметь ровные кромки и целые углы. Щербление края стекла в стеклопакете, сколы, выступы края стекла, повреждение углов стекла не допускаются. Стеклопакеты должны быть долговечными (стойкими к длительным циклическим климатическим воздействиям). Долговечность стеклопакетов должна составлять 20 условных лет эксплуатации. Классы изделия по физико-механическим свойствам должны быть - по показателям воздухо- и водопроницаемости класса А; Б; В; снижение воздушного шума потока городского транспорта требуется не хуже В; по показателю общего коэффициента пропускания света не хуже В. Поливинилхлоридные профили должны изготавливаться из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида. По виду отделки лицевых поверхностей профиль требуется окрашенный в массе. В зависимости от толщины лицевых и нелицевых внешних стенок профиль относится к классу А или B. Товар должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. Объемная воздухопроницаемость при Р=100 Па 17 м3/(ч-м2). Предел водонепроницаемости 400 Па. Уровень снижения воздушного шума не менее 31 Дб (возможно указание диапазонного значения). Общий коэффициент пропускания света требуется не менее 0,40 (возможно указание диапазонного значения). Показатели физико-механических свойств профилей должны соответствовать требованиям - прочность при растяжении 37 МПа, модуль упругости при растяжении 2200 МПа, толщина внешних нелицевых стенок 2 мм, температура размягчения по Вика 75 °С, толщина внешних лицевых стенок 2,5 мм, долговечность 20 условных лет эксплуатации.
- п.57 "Мешки полипропиленовые": Требуются тканые полипропиленовые мешки для упаковывания, транспортирования и хранения технической продукции массой 50 кг. Мешки могут быть обыкновенные; повышенной прочности. Дыры, проколы, пробоины, отсутствующие нити (близны, пролеты), масляные пятна, грязь, отсутствующие нити (близны, пролеты) не допускаются. Открытые обрезные края ткани и горловина должны быть оплавлены или обрезаны способами, обеспечивающими прочность среза. Должны соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид продукции. Разрывная нагрузка полоски ткани размером 50x200 мм по основе и по утку 686(70) Н (кгс). Общее количество пороков, допускаемых с ограничением на один мешок 6 шт. Тип: I, II, III, IV. Исполнение А; Б. Разрывная нагрузка донного шва мешка 294(30) Н (кгс). Сорт 1\2".
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к поставке и являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Однако, указанные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТами.
В п.3.6 раздела 1 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки" установлено: "Характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): "от", "до", "(не) менее", "(не) более", "(не) больше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) выше", "(не) ниже", "(не) хуже", "лучше", "свыше", "(не) превышать", "(не) превышает", "максимальное значение", "минимальное значение", "быстрее", "min", "max", "минимум", "максимум", "как минимум", "(не) короче", "(не) длиннее", "легче", "", "", "", "", "<", ">". Характеристики устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово или символ, определяющие допустимый предел; предельное значение (минимальное и/или максимальное) показателя; единица измерения (при наличии). Участник должен указывать характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел". "Исключения:
1. Заказчик устанавливает ряд показателей, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), в силу физической природы данных показателей. Характеристики в таком случае устанавливаются в следующем порядке - Наименование показателя; слово, определяющее допустимый предел; единица измерения; предельное значение (минимальное или максимальное) показателя. Слова, определяющие допустимый предел, в данном случае из состава первой части заявки не исключаются, значение показателя при этом может изменяться участником.
2. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами "", ">", их предельное (минимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы "", ">" в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть более установленного заказчиком. Участник вправе указать по показателям, значения которых установлены Заказчиком в связке с символами "", "<", их предельное (максимальное) значение, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя. В данном случае, участник переносит символы "", "<" в состав заявки, значение при этом должно быть равно или быть менее установленного заказчиком.
3. Участник вправе указать по показателям, минимальные и максимальные значения которых разделены Заказчиком символом "", диапазонное значение показателя, которое равно, либо входит в диапазон, заявленный заказчиком, если это предусмотрено стандартами и/или технической документацией/информацией производителя товара, или если на момент подачи заявки у участника нет возможности установить конкретное значение показателя".
Таким образом, участники закупки имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки и требований ГОСТов.
Заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом, не указано, какие именно документы (или копии этих документов) необходимо предоставить в подтверждение соответствия указанному требованию документации.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При этом, в соответствии с п.24 Информационной карты установлено: вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов.
Данное требование не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кальрос" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБУ "Юг Спорт" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенные нарушения на результат закупки не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100072216000305).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 декабря 2016 г. N ЭА-2101/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016