Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 декабря 2016 г. N 2316
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
-Шумилов А.А. |
|
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
-Кирьякова С.Е. |
|
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
-Смирнова Л.О. в присутствии: -Пересторонина И.В.
-Хазовой Ю.Ю.
-Жирновой А.С.
-Бугровой И.С.
|
|
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
представителя Департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (доверенность N 01-43/Д от 27.01.2016), представителя Департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (доверенность N 01-44/Д от 27.01.2016), представителя Департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (доверенность N 01-115/Д от 18.04.2016), директора МБУЗ "Молочная кухня" (постановление Администрации города Нижнего Новгорода о назначении от 29.05.2009 N 2143), |
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Александровича (далее также - ИП Тарасов С.А., заявитель) о нарушении Департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода и Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Молочная кухня" далее также - уполномоченный орган, заказчик соответственно) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на поставку продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году, номер извещения 0132300007516000519,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на поставку продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году, номер извещения 0132300007516000519.
По мнению заявителя, положения документации конкурса с ограниченным участием не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители МБУЗ "Молочная кухня" и Департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают ИП Тарасова С.А. необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 30.11.2016 в Единой информационной системе размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на поставку продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году, номер извещения 0132300007516000519, и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает МБУЗ "Молочная кухня"; уполномоченным органом - Департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода.
Предметом контракта является поставка продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году с начальной (максимальной) ценой контракта 151 136 475,00 рублей.
2) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в пункте 15 информационной карты и разделе 2 технического задания: "поставка продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году".
Рассматриваемые продукты питания функционально связаны между собой (обеспечение детей продуктами питания) и могут быть объединены в одном лоте.
Кроме того, установлено, что документация об электронном аукционе указания на товарный знак (его словесное обозначение) не содержит.
В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Более того, по смыслу указанных норм имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
По мнению комиссии Нижегородского УФАС России, установление описания объекта закупки подобным образом не приводит к ограничению количества участников закупки, соответствует потребностям Заказчика и не противоречит требованиям к описанию объекта закупки, определенным Законом о контрактной системе в сфере закупок. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, разработав документацию об электронном аукционе подобным образом, заказчик положений Закона о контрактной системе не нарушил.
В связи с этим жалоба заявителя признаётся необоснованной.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Между тем продукты питания, являющиеся предметом контракта, технологически не связаны между собой, то есть описание рассматриваемого объекта закупки содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с этим Комиссия Нижегородского УФАС России, в соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента, считает необходимым передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возможности возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства руководителю Нижегородского УФАС России.
3) В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил названные Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
Однако в нарушение названного пункта 1 Правил оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию 2 "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлена по следующей системе баллов - максимальное количество баллов - 100 и при наличии в заявке неполной информации участник получает 0 баллов по данному показателю. Данный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия из предложенных.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 названных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Из анализа конкурсной документации порядка оценки заявок на участие открытом конкурсе (п. 25 раздела II конкурсной документации) следует, что заказчиком в отношении критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" фактически предусмотрены следующие показатели:
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ;
- опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ.
Также установлена шкала для названных показателей и их значимость, например:
N |
Наименование критерия |
Значимость критерия в % |
Коэффициент значимости |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
0,3 |
|
Из них: |
||
2.1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: |
15 |
0,15 |
|
Менее 10 человек |
20 баллов |
|
|
От 10 до 20 человек |
50 баллов |
|
|
Более 20 человек |
100 баллов |
|
2.2. |
Деловая репутация участника закупки (наличие благодарственных писем, похвальных грамот, выданных органами государственной власти либо местного самоуправления и соответствующих предмету конкурса) |
15 |
0,15 |
Однако в нарушение пункта 11 Правил оценка заявок на участие в открытом конкурсе по показателям критерия 3 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" неверно установлены коэффициенты значимости.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 11 Правил и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Александровича о нарушении Департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода и Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Молочная кухня" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов питания: молока питьевого коровьего пастеризованного (молочная цистерна, фляга, фасованное), сухих каш быстрорастворимых и адаптированных сухих смесей (заменителей материнского молока) для нужд муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" в 2017 году, номер извещения 0132300007516000519, необоснованной.
2. Направить материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства руководителю Нижегородского УФАС России.
3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А. А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 декабря 2016 г. N 2316
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016