Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 декабря 2016 г. N 3972/2
Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2016 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2016
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 15.12.2016 N 391 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа", уполномоченного учреждения - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа", в отсутствие представителя заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 487-16-Т по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети и придорожной территории города Старый Оскол (закупка N 0826300021016000468) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проект контракта документации об Электронном аукционе не включено существенное условие контракта - источник финансирования, что является нарушением пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2) в извещении о проведении закупки N 0826300021016000468 и документации об Электронном аукционе в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной не указана группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99;
3) условия изменения контракта, изложенные в пунктах 8.1, 8.2 и 8.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе, не соответствуют части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", из которых следует, что положения документации об Электронном аукционе основаны на нормах Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", просят признать ее необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", возражения на жалобу, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.11.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети и придорожной территории города Старый Оскол.
Начальная (максимальная) цена контракта - 79 904 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, содержащаяся в статье 42 Закона о контрактной системе.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация об источнике финансирования.
В соответствии с извещением о проведении Электронного аукциона источником финансирования является бюджет Старооскольского городского округа.
Пунктом 4.5 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе установлено, что оплата работ осуществляется в строгом соответствии с объемами предусмотренных средств бюджета Старооскольского городского округа.
Указанный в пункте 4.5 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе источник финансирования соответствует информации об источнике финансирования, указанном в извещении о проведении Электронного аукциона, что соответствует вышеуказанным нормам Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах первый довод заявителя, содержащийся в жалобе, является необоснованным.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99 (далее - Приложение N 1).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
При этом согласно примечанию <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Из письма МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа" от 20.12.2016 N 5185 следует, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ строительство - это создание зданий, сооружений, строений.
Код 42 по ОКПД2 включает в себя как строительные работы, так и работы по содержанию, ремонту объектов улично-дорожной сети.
Исходя из буквального толкования норм, закрепленных в постановлении
Правительства РФ N 99, дополнительные требования к участникам должны быть установлены именно при выполнении строительных работ, включенных в код 42.
Локальным сметным расчетом предусмотрено (разделами 11 и 12) выполнение ремонтных работ, а именно:
- ремонт металлических ограждений, ливневых решеток и бордюров, перекладка горловин ливневых колодцев;
- устройство тротуарной плитки;
- окраска металлических ограждений, автобусных остановок.
Выполнение ремонтных работ предусмотрено на сумму 7 720,8 тыс. рублей, что составляет 9,7 % от общего объема всех работ, предусмотренных локальным сметным расчетом.
Соответственно при выполнении ремонтных работ, по мнению заказчика, установление дополнительных требований не требуется.
Из пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Комиссией установлено, что из извещения и документации об Электронном аукционе не следует, что объектом закупки является выполнение строительных работ.
Доказательств обратного ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не представлено.
Таким образом, второй довод заявителя, содержащийся в жалобе, является необоснованным.
3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 3 статьи 401 ГК РФ устанавливает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 8.1 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе установлено, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту, в случае если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
Из пункта 8.2 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе следует, что свидетельство, выданное соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы.
Согласно пункту 8.3 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе при наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок.
Из изложенного следует, что пункты 8.1, 8.2 и 8.3 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе соответствуют нормам ГК РФ и части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, статья 34 Закона о контрактной системе не налагает ограничений на установление в контракте вышеуказанных условий, следовательно, данные пункты контракта не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах третий довод заявителя, содержащийся в жалобе, является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 декабря 2016 г. N 3972/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016