Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 декабря 2016 г. N 3994\2
Резолютивная часть решения оглашена 23.12.2016 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2016
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.12.2016 N 393 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "Управление капитального строительства администрации Корочанского района", в отсутствие представителей заявителя - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 489-16-Т по жалобе ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского сада N3 в с. Бехтеевка Корочанского района (вторая очередь)" (закупка N 0826300023716000046) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Заявитель) на положения документации об Аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. Приложение N1 к Техническому заданию документации об Аукционе размещено в формате, не позволяющем произвести поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, а также сведения по позициям 13, 16, 25 Приложения N1 к ТЗ не доступны для визуального восприятия, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе;
2. в документации об Аукционе установлено ограничивающее количество участников закупки требование о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе химического состава товаров, используемых при выполнении работ (позиции 1, 11, 12, 14, 20 Технического задания);
3. в документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемых при выполнении работ, не соответствующие требованиям государственных стандартов (ГОСТ) (позиции 6, 7, 8 Технического задания);
4. в проекте контракта документации об Аукционе не установлен конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно осуществить представление банковской гарантии, срок действия которой связан со сроком действия контракта.
Заказчик - МКУ "УКС администрации Корочанского района" не согласен с доводами жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", представил возражение на указанную жалобу, из которого следует, что положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.11.2016 размещены извещение и документация об Аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского сада N3 в с. Бехтеевка Корочанского района (вторая очередь)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" контракт по результатам Аукциона не заключен.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам а, л, м пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Таким образом, из вышеизложенного следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" в виде текста без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
При анализе информации и документов, размещенных заказчиком в Единой информационной системы в сфере закупок, Комиссией установлено, что Приложение N1 к Техническому заданию Приложения N1 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе размещено в формате jpeg, который не обеспечивает участникам закупки возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Кроме того, Комиссией установлено, что сведения по позициям 13, 16, 25 Приложения N1 к ТЗ не доступны для визуального восприятия, а именно.
- по пункту 13 "Листы гипсокартонные" не возможно определить единицу измерения по параметру "толщина листов" (мм, см, м);
- по пункту 16 "Плиты тротуарные" не возможно определить марку необходимого к использованию цемента;
- по пункту 25 "Мастика битумная кровельная горячая" не возможно определить температуру, при которой мастика массой 10 г должна свободно растекаться по поверхности пергамента.
Таким образом, размещение Приложения N1 к ТЗ документации об Аукционе в формате, не позволяющем произвести поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, а также положения которого недоступны для визуального восприятия, свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Указанный вывод подтверждается письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование содержится в пункте 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 1 к Техническому заданию Приложения N 1 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе (далее - Приложение N1 к ТЗ) установлены функциональные и качественные характеристики основных материалов, применяемых при выполнении работ.
В соответствии с п. 12 указанного Приложения N1 к ТЗ для выполнения работ по объекту закупки следует, среди прочего, применять следующее.
612 |
Электроды. Должны соответствовать "ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89). Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" |
Сварочные электроды диаметром 4 мм марки Э42, 5 мм марки Э42А, 6 мм марки Э42. Характеристики плавления электродов: Коэффициент наплавки не менее 8,0 г/Ач; Расход электродов на 1 кг направленного металла не менее 1,6 кг; Механические свойства металла шва: -временное сопротивление разрыву не менее 420 МПа; -ударная вязкость при температуре +20°С не менее 100 Дж/см2; -ударная вязкость при температуре -40°С не менее 60 Дж/см2; Химический состав наплавленного металла, %: - углерод: не более 1,15; - марганец: не менее 0,35; - кремний: не менее 0,20; - сера: 0,030; - фосфор: 0,030. Стержни электродов должны быть из сварочной проволоки, предназначенной для изготовления электродов, по ГОСТ 2246-70 или по техническим условиям, устанавливающим химический состав металла проволоки и предусматривающим остальные требования по ГОСТ 2246-70. Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, без вздутий, пор, наплывов, трещин. |
Согласно п. 4.1 раздела 4 "Правила приемки" ГОСТа 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" для проверки соответствия электродов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания каждой партии электродов. При этом проверяют соответствие электродов требованиям пп.3.9 и 3.12, а также требованиям стандарта или технических условий на электроды конкретной марки в части химического состава наплавленного металла, механических и специальных свойств и характеристик наплавленного металла, металла шва или сварного соединения.
Из п. 5.23 раздела 5 "Методы испытаний" вышеуказанного стандарта следует, что пробы для химического и спектрального анализов наплавленного металла следует отбирать из трех верхних слоев восьмислойной наплавки или из двух верхних слоев пятислойной наплавки по п.5.22. Отбор стружки из наплавленного металла с содержанием углерода менее 0,04% производят в соответствии с дополнительными указаниями стандарта или технических условий на электроды контролируемой марки. Химический состав наплавленного металла определяют по ГОСТ 12344 - ГОСТ 12365, ГОСТ 18895, ГОСТ 28473, ГОСТ 22536.0 - ГОСТ 22536.12 или другими методами, обеспечивающими точность определения, предусмотренную указанными стандартами.
При этом, согласно п. 6.9 рассматриваемого ГОСТа каждая партия электродов должна сопровождаться сертификатом, удостоверяющим соответствие электродов требованиям настоящего стандарта и стандартам или техническим условиям на электроды данной марки.
Таким образом, информацию о химическом составе наплавленного металла требуемых к использованию электродов, указанных в п. 12 Приложении N1 к ТЗ документации об Аукционе, возможно получить только при наличии товаросопроводительного документа, которым сопровождается каждая производимая партия изделия при его продаже.
Следовательно, требования, установленные в пункте 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных значений по приведенным выше показателям, которые определяются в результате испытаний материала и отражаются в товаросопроводительных документах, имеют возможность исполнить только участники закупки, которые на момент подачи заявки на участие в аукционе имеют в наличии указанный материал.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Указанный вывод подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Аналогичное нарушение допущено в позициях 1, 11, 14, 20 Приложения N1 к ТЗ.
3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В позиции 7 Приложения N1 к ТЗ установлены требования к характеристикам требуемого к использованию кладочного раствора, а именно при соответствии ГОСТ 28013-98:
- Марка по подвижности Пк должна быть не ниже 4;
- Норма подвижности по погружению конуса должна быть не более 3 см.
Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" растворные смеси подразделяются на 4 марки по подвижности (Пк1, Пк2, Пк3, Пк4).
В соответствии с таблицей 1 ГОСТа 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" норма подвижности по погружению конуса для марки Пк4 должна составлять свыше 12 см до 14 см включительно.
Указание в п. 7 Приложения N1 к ТЗ нормы подвижности по погружению конуса необходимого к использованию раствора марки по подвижности Пк4, не соответствующей государственному стандарту, свидетельствует о необъективном описании объекта закупки и является нарушением п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанный вывод подтверждается письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16.
Аналогичное нарушение допущено также при установлении требований к материалам в позициях 6, 8 Приложения N1 к ТЗ.
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.3 проекта контракта документации об Аукционе определено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на 3 (три) месяца.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 14.3 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта определен со дня подписания контракта сторонами и до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлен срок выполнения работ по Контракту: до 01 июня 2017 года с момента заключения контракта.
Из пункта 7.4 проекта контракта документации об Аукционе следует, что окончательный расчет за выполненные работы (100%) производится Заказчиком не позднее 31 декабря 2017 года после полного окончания работ по контракту.
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе установлены конкретные сроки исполнения сторонами обязательств по контракту, что позволяет определить срок действия контракта и рассчитать срок действия банковской гарантии.
Указанные в пунктах 2 и 3 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" обоснованной в части:
- размещения в ЕИС Приложения N1 к ТЗ в формате, не позволяющем произвести поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, а также отсутствия доступа для визуального восприятия информации по позициям 13, 16, 25 Приложения N1 к ТЗ;
- требования о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе химического состава товаров, используемых при выполнении работ;
- установления требований к товарам, используемых при выполнении работ, не соответствующие требованиям государственных стандартов (ГОСТ).
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление капитального строительства администрации Корочанского района" нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных заказчиком при осуществлении закупки N 0826300023716000046, выдано по результатам рассмотрения дела N 488-16-Т.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 декабря 2016 г. N 3994\2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016