Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 декабря 2016 г. N 06-1108/16Т
изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель, Общество):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия", заявитель, Общество): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского районаРеспублики Саха (Якутия) (далее также - Администрация,заказчик, АГП "Поселок Серебряный Бор"):Андросов И.И.,Егоров С.С. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона настроительство сетей тепло-водоснабжения и канализации первой очереди 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района (извещение N 0116300037716000146),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона настроительство сетей тепло-водоснабжения и канализации первой очереди 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района (извещение N 0116300037716000146).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 23 декабря 2016 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Доводы жалобыООО "Стройинвест"выглядят следующим образом:
1. По мнению заявителя, требованиеустановленное в п. 22 Информационной карты аукционной документациик участникам закупки исключительно о наличии свидетельства саморегулируемой организации(далее также - свидетельство СРО) о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельно, неправомерно иограничивает круг участников закупки.
2. Заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе не продлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Просят рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Из сути жалобы ООО "Стройиндустрия" следует, чтозаказчик установил к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) в недействующей редакции.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика выразили несогласие с вышеуказанными жалобами.
Комиссия,заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.10.2016 года;заказчиком вносились изменения 19.10.2016 г., 02.12.2016 г., 05.12.2016 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 43 861 000 ,00 руб.;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройинвест"обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации.
Довод жалобы о том, что заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателемтолько в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельно признан обоснованным, в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 22, 23 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о предоставлении копий данного свидетельства СРО в составе второй части заявки согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом контракта не запрещено выполнять работы самостоятельно и/или с привлечением субподрядчиков, то участник закупки (подрядчик) должен иметь допуски к определенным видам работ либо привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков), причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика также обязано иметь допуски ко всем определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Кроме того, из пояснений представителей заказчика следует, что исполнение контрактных обязательств возможно, как с привлечением третьих лиц, так и лично подрядчиком.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
В связи с вышеизложенным, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком в п. 22, 23 Информационной карте аукционной документации требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к определенным видам работпо организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем только в качестве генерального подрядчика, без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик вправе выполнять работысамостоятельно и/или с привлечением третьих лиц, неправомерно и нарушает положения ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод первый подлежит признанию обоснованным.
Довод жалобы о том, что заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе не продлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе также признается обоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Материалами дела установлено следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 43 861 000 ,00 руб.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС 05 декабря 2016 года заказчиком внесены изменения в положения аукционной документации, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 18 декабря 2016 года.
Между тем, согласно вышеуказанной норме Закона о контрактной системе срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе должен быть указан 20 декабря 2016 года.
Таким образом, заказчиком нарушено положение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе в части установления неправомерного срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Жалоба подлежит признанию обоснованной полностью.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройиндустрия"обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заказчик установил к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением 99 в недействующей редакции.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99 заказчик установил к участникам закупки следующие требования:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. <*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Между тем, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 года N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" пункт 2 Приложения N 1 Постановления N 99 изложен в следующей редакции:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. копия исполненного контракта (договора);Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора);копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Данные изменения вступили в силу 25.11.2016 года, учитывая, что изменения в извещение о проведении электронного аукциона были опубликованы на официальном сайте ЕИС 05.12.2016 года, внесенные в Постановление N 99 изменения в данном случае подлежат применению.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы является принцип профессионализма заказчика.
Таким образом, заказчик нарушилч. 2 ст. 31, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона настроительство сетей тепло-водоснабжения и канализации первой очереди 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района (извещение N 0116300037716000146) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона настроительство сетей тепло-водоснабжения и канализации первой очереди 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района (извещение N 0116300037716000146) обоснованной.
3. Признать заказчика Поселковую администрацию городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского района нарушившим ч. 2 ст. 31, ч.3 ст. 64, ч. 6 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдатьзаказчику Поселковой администрации городского поселения "Посёлок Серебряный Бор" Нерюнгринского районапредписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 декабря 2016 г. N 06-1108/16Т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016