Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 декабря 2016 г. N 06-1125/16n
изготовлено в полном объеме 30 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Т.А. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Большакова Николая Вадимовича (далее также - ИП Большаков Н.В., Общество, заявитель): Алексеев П.Н. (представитель по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального образования "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) РС(Я), заказчик): Васильев И.И. (представитель по доверенностям);
рассмотрев жалобу ИП Большаков Н.В. на действия заказчика АМО "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000016), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Большаков Н.В. на действия заказчика АМО "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000016).
Рассмотрение жалобы назначено на 27 декабря 2016 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы по существу возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что ИП Большаков Н.В. является победителем электронного аукциона на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000016) на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер", между тем, ИП Большаков Н.В. отказался от заключения контракта, поскольку заказчиком одновременно был размещен электронный аукцион на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000015) на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ". При этом заказчик опубликовал на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru протокол о признании ИП Большаков Н.В. уклонившемся от заключения контракта. Считает действия заказчика в части действий по заключению контракта неправомерными.
В ходе рассмотрения дела представитель АМО "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) РС(Я) с жалобой не согласился, считает действия заказчика правомерными, поскольку в установленные сроки ИП Большаков Н.В. не подписал проект контракта, в связи с чем признан уклонившемся от его заключения.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.11.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 800 000 ,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) дата проведения электронного аукциона 01.12.2016 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подавали все участники электронного аукциона;
8) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем признан ИП Большаков Н.В.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ИП Большаков Н.В. необоснованной на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей на участие в электронном аукционе N 0116300039516000016-13 от 05.12.2016 года победителем электронного аукциона на строительство регуляторов является ИП Большаков Н.В. Указанный протокол размещен в ЕИС в в день его составления.
08.12.2016 года заказчик направил проект контракта ИП Большаков Н.В. посредством электронной торговой площадки.
Регламентированный срок подписания проекта контракта ИП Большаков Н.В. согласно материалам дела - до 13.12.2016 года 18:00 часов (время московское). Между тем в установленный регламентированный срок ИП Большаков Н.В. не подписал проект контракта и не представил обеспечение исполнения контракта, что заявителем не оспаривается.
15.12.2016 года заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта с ИП Большаков Н.В. в связи с его уклонением.
Таким образом, ИП Большаков Н.В. нарушил требования части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, в связи с его уклонением от заключения контракта, жалоба признана необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно информации, изложенной в части 1 "Общие условия проведения аукциона" аукционной документации любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в единой информационной системе протокола вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона. Оператор электронной площадки в течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.
Также в пункте 30 части 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что окончание срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе - не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе, указанной в разделе "Информационная карта электронного аукциона".
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 42 части 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что размер обеспечения контракта составляет 30% (Тридцать процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 540 000 (Пятьсот сорок тысяч) руб. 00 коп.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, согласно которой проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации, с учетом положений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, информация, указанная в проекте контракта и аукционной документации не должна нести противоречивый характер, что может ввести в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2. проекта контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет ______________ (5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта).
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта ненадлежащим образом установлено условие о размере обеспечения исполнения контракта.
3. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, указание только перечня видов работ не является надлежащим исполнением требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 4.4.3. проекта контракта установлено, что подрядчик обязан своими силами и за свой счет, в срок, определенный заказчиком устранять допущенные в выполненных работах недостатки или иные отступления от требований нормативно правовых актов Российской Федерации, проектной документации, технического задания.
Пунктом 4.4.16. проекта контракта установлено, что подрядчик обязан организовать контроль качества выполняемых работ и учет всех выявленных нарушений требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений и проектной документации.
Пунктом 10.3. проекта контракта установлено, что подрядчик гарантирует выполнение всех работ в соответствии с техническим заданием и действующими нормами Российской Федерации, соответствие качества используемых строительных материалов, комплектующих изделий проектной документации, техническому заданию, строительным нормам и правилам.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в составе аукционной документации представлена только техническая часть, где указаны виды выполняемых работ.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений части 2 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 59, пункта 1 части 1 статьи 64 в части не размещения проектной документации в ЕИС
4. В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р.
13.05.2016 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, согласно которому заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Комиссией установлено, что 03.11.2016 года заказчик разместил на ЕИС и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" извещение о проведении электронного аукциона N 0116300039516000015 на выполнение работ по строительству регуляторов уровня воды на каналах: Улуннаах-2 ед.; Куулэлээх-1 ед.; Нымсах- 1 ед. с начальной (максимальной) ценой контракта 1 800 000,00 руб. При этом объект закупки отнесен к коду 43.22.11.190 "Работы по монтажу водопроводных и канализационных систем прочие, не включенные в другие группировки" ОКПД2. По результатам данного аукциона 2 заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол N 0116300039516000015-5 от 19.12.2016 года.
Вместе с тем, также установлено, что 21.11.2016 года заказчик разместил на ЕИС и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" извещение о проведении электронного аукциона N 0116300039516000016 на строительство регуляторов с начальной (максимальной) ценой контракта 1 800 000,00 руб. При этом объект закупки отнесен к коду 42.21.23.000 "Работы строительные по строительству оросительных систем (каналов), водоводов и водоводных конструкций, водоочистных станций, станций очистки сточных вод и насосных станций" ОКПД2. По результатам данного аукциона, как установлено выше, победитель закупки уклонился от заключения контракта. В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что второй участник закупки от заключения контракта отказался.
Проанализировав аукционные документации, но номерам извещений NN 0116300039516000015, 0116300039516000016, Комиссия установила, что предмет данных электронных аукционов аналогичен, в том числе начальная (максимальная) цена контракта, характер и объем выполняемых работ. Данный факт подтвержден представителем заказчика в ходе заседания.
Таким образом, заказчик нарушил часть 1 статьи 12, часть 5 статьи 24, часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, поскольку проводить одновременно две закупки в форме электронных аукционов на один и тот же предмет объективно нецелесообразно и противоречит указанным положениям законодательства о контрактной системе.
При этом представитель заказчика также пояснил, что в настоящий момент потребность в закупке на строительство регуляторов уровня воды на каналах: Улуннаах-2 ед.; Куулэлээх-1 ед.; Нымсах- 1 ед. (строительство регуляторов) у заказчика отсутствует в связи с отсутствием финансирования.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, поскольку заказчик не исполнил требования статьи 74 БК РФ, Комиссия усматривает нарушение части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, антимонопольный орган считает необходимым выдать предписание об аннулировании закупки электронного аукциона на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000016).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Большаков Н.В. на действия заказчика АМО "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство регуляторов (извещение N 0116300039516000016) необоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию Муниципального образования "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 12, часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 59, пункты 1, 11 части 1, часть 4 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику Администрации Муниципального образования "Лекеченский наслег" Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 декабря 2016 г. N 06-1125/16n
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016