Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-1009/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Скорость" на действия заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства", при осуществлении закупки N 0301100012716000152 Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург на участке км 55+000 - км 65+000 в Республике Башкортостан. 2 этап (правая сторона).
Согласно жалобе заявителя аукционная документация составлена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель в своей жалобе указывает, что аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301100012716000152.
Комиссия УФАС России по РБ изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства" на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0301100012716000152 Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург на участке км 55+000 - км 65+000 в Республике Башкортостан. 2 этап (правая сторона).
В соответствии с п. 11.2. аукционной документации заказчиком установлено: обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ или внесением денежных средств на счет Заказчика, в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 163 874 449 (Тридцать шесть миллионов семьсот пять тысяч пятьдесят восемь) рублей 50 копеек (рекомендуемая форма банковской гарантии содержится в Приложение 5 к документации об электронном аукционе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, данные доводы жалобы заявителя нашли свое подтверждение, поскольку размер обеспечения исполнения контракта описан заказчиком необъективно, поскольку указанный в числовом виде и прописью, не совпадают, что вводит в заблуждение участников закупки, не позволяет определить, на какую именно сумму должен быть предоставлен размер обеспечения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от29.12.2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено" утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, запрещено с 1 января 2016 г. В пункте 5 вышеуказанного перечня установлено: Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Однако заказчиком в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование для организаций находящимися под юрисдикцией Турецкой республики.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п.14 аукционной документации заказчиком установлено: "Разъяснения положений документации электронного аукциона представляются по запросам поступившим в срок с "19" ноября 2016 г. по "06" декабря 2016 г".
Дата и время окончания подачи заявок 11.12.2016 10:00.
Таким образом, заказчиком нарушено ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, так как сокращен срок подачи запроса разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позиции "Горячекатаная арматурная сталь" установлены следующие требования: предельное отклонение по массе - не менее -7%.
Однако в соответствии ГОСТ 5781-82, предельным отклонением по массе для стали диаметром 6 мм, установлено значение +9%.
Кроме того, в позиции "Бетон класс В20 (М250)" заказчик установил, что данный бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2012.
Однако действие данного ГОСТ закончилось 1 сентября 2016 года, то есть ГОСТ 26633-2012 является недействительным.
Действующим ГОСТ является ГОСТ 26633-2015. То есть заказчик установил требование соответствия недействующему ГОСТ.
Таким образом, заказчиком нарушено положение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, качественных характеристик объекта закупки, установлены не в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя по позиции "Щебень фракция 40-70 мм" являются необоснованными, так как заказчиком установлено требование для марки щебня не более И2:
- Потеря массы при испытании в полочном барабане: не менее 0% и не более 35%.
В соответствии с ГОСТ 8267-93, значениями потери массы для марок по истираемости марки И1 - до 25% включительно, а для марки И2 - св. 25% до 35%.
Довод заявителя о том, что в проекте контракта должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, является несостоятельным по следующим основаниям:
В проекте контракта заказчиком установлено п. 11.4.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 и составляет:
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей,
что составляет ____________ рублей, за каждое нарушение: в том числе за неисполнение или ненадлежащее выполнение Подрядчиком требований, предусмотренных пунктом 8.2.Контракта.
В соответствии с п. 8.2. проекта Контракта Подрядчик обязан Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены настоящего Контракта.
Довод заявителя о том, что из положений проекта контракта невозможно определить в какие сроки будет предоставлено авансирование и предусмотрено ли оно вообще или является простой поэтапной оплатой выполняемых работ. Неоднозначность условий контракта вводит участников в заблуждение, является необоснованным, так как в соответствии с Календарным графиком строка "аванс" относиться к столбцу "2016 год декабрь" - означает выплату в денежном выражении аванса. Строка "Погашение аванса" означает вычет ранее уплаченного аванса из суммы подлежащей выплате в соответствии актами выполненных работ. Таким образом, сумма аванса выплаченная в декабре 2016 г., вычитается ежемесячно в 2017 г. частями из суммы подлежащей оплате.
Кроме того, п. 4.1. проекта Контракта установлено - Сумма выданного аванса учитывается Подрядчиком и Заказчиком при промежуточных расчетах за выполненные и принятые объемы работ путем вычетов пропорциональных сумм из сумм очередных платежей, причитающихся Подрядчику, что и отражается в календарном графике.
Довод заявителя о том, что Срок действия обеспечения исполнения Контракта - по 25.04.2018 года и что при этом заказчиком не предусмотрено условие, согласно которому в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта, является несостоятельным по следующим обстоятельствам: установленный заказчиком срок действия обеспечения исполнения контракта не противоречит требованиям действующего законодательства, т.к. контракт действует до исполнения обязательств, к обязательствам относятся в том числе гарантийные сроки.
В соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Закон не обязывает обязательно включать это условие в проекты контрактов. Подрядчик может в любой момент воспользоваться своим правом, не зависимо от того содержит ли контракт данное условие или нет.
Довод заявителя о том, что случае, если во время действия Контракта выявилось, что обеспечение обязательств Подрядчика перестало отвечать требованиям законодательства Российской Федерации или является недействительным, Подрядчик в 10-ти дневный срок с даты получения от Заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательства обязуется представить надлежащее обеспечение исполнения обязательства, является необоснованным, так как в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Гражданским кодексом РФ предусмотрено право одностороннего отказа от исполнения Контрактов (договоров) в случае существенного нарушения условий контрактов (договоров). Обеспечение исполнения контракта является обязательным при заключении контракта, таким образом, в случае признания ранее представленного обеспечения исполнения контракта подрядчик обязан представить взамен надлежащее обеспечение. В случае непредставления взамен надлежащего обеспечения исполнения контракта заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта, уведомив об этом подрядчика в порядке предусмотренном Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" частично обоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63 и ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного рагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-1009/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016