Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-973/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей:
Заявитель: ООО "Дени"
- не явились, уведомлены надлежащим образом;
Заказчик: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства"
- Алексеева Лиана Раилевна (доверенность);
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Дени" (вх.N17429 от 30.11.2016 г.) (далее - Заявитель) на действия заказчика, в лице Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, извещение N 0301100012716000155, "Капитальный ремонт моста через реку Сорочка на км 238+459 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург), Оренбургская область; Капитальный ремонт моста через реку Мельник на км 615+704 автомобильной дороги Р-239 Казань-Оренбург-Акбулак граница с Республика Казахстан Оренбургская область".
Согласно жалобе заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Заказчик в одном лоте установил требования к участнику закупки о наличии у него одновременно допусков СРО для выполнения как строительства, инженерных изысканий, так и подготовке проектной документации (далее - 1);
2. Заказчик установил требования к участникам, о наличии опыта выполнения работ работа без указания группы работ, что не соответствует постановлению Правительства N99 (далее - 2);
3. Сроки предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона, установлен с нарушением Закона о контрактной системе (далее - 3);
4. Заказчик устанавливает в проекте контракта незаконные требования в части одностороннего расторжения контракта (далее - 4).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону N 0301100012716000155.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, доводы жалобы и заслушав представителя Заказчика, установила следующее.
23.11.2016 г. заказчиком в ЕИС в сфере закупок, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0301100012716000155.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии п.3 с аукционной документации Заказчиком установлено следующие: 3. Требования к участникам аукциона, преимущества представляемые участниками закупки в соответствии со ст.28-30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
К участнику аукциона устанавливаются следующие обязательные требования:
3.1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки:
3.1.1. наличие у участника закупки свидетельства о допуске к видам работ по предмету электронного аукциона, выданного саморегулируемой организацией, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Перечнем видов работ утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624, а именно:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий;
1.1. Создание опорных геодезических сетей;
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений;
1.4. Трассирование линейных объектов;
1.5. Инженерно-гидрографические работы
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий.
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500-1:25000;
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод;
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории;
2.4. Гидрогеологические исследования;
2.5. Инженерно-геофизические исследования;
3. Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий.
3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов;
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий.
4.1. Инженерно-экологическая съемка территории;
II. Виды работ по подготовке проектной документации.
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения
3. Работы по подготовке конструктивных решений.
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации.
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;
7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов.
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды.
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
13. Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.48 ГрК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В силу ч.5.1 ст.48 ГрК РФ, в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Перечень установленный в ч.4 ст.48 ГрК РФ, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624. Аукционной документации предусмотрены работы, которые входят в Перечень в соответствии с Постановлением N624.
Таким образом, условием допуска к участию в указанных торгах, устанавливаемым в документации о торгах, в случае если выполняются проектно-изыскательские работы в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 5, 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также, как указано выше, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ, однако данное требование, включенное в документацию в качестве обязательного наличия его у участника закупки и представления его в составе заявки, ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Следовательно, доводы Заявителя относительно включения в документацию, в качестве обязательного требования к участнику закупки допусков по всем отдельным видам работ, в части проектно-изыскательских работ, предусмотренных документацией, (за исключением свидетельства СРО генерального проектировщика) является излишним, в данной части заказчиком нарушены положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе в указанной части жалоба заявителя является обоснованной.
В данных обстоятельствах так же содержатся признаки административного правонарушения ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы являются функционально и технологически несвязанными Комиссией Башкортостанского УФАС России не принимаются в силу следующего.
Работы, предусмотренные предметом закупки и документацией являются технологически связанными и преследуют единую цель - получение пригодного к эксплуатации объекта.
Согласно части 1 ст. 47 Градостроительного Кодекса РФ (далее - Кодекс) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 1 ст. 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
Исходя из ч.5.2 ст.48 Кодекса договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Исходя из документации Заказчик установлено требование о наличии свидетельства на генподрядные работы, требования к допускам по отдельным видам работ в документации не установлено.
В соответствии с ч.3.1. ст.52 Кодекса, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу ч.4 ст.52 Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 Кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
То есть, объединение проектно-изыскательских и строительных работ в один лот представляется правомерным при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса получения готовой к эксплуатации строительной продукции.
Исследовав и оценив представленные материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России, пришла к выводу о том, что в данном случае проектирование и строительство является частью единого технического процесса, приводящего к единому результату рассматриваемом случае имеется связь проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, а также усматривается единая цель торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) - капитальный ремонт одного объекта.
Кроме того, согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28 декабря 2010 года N 11070/10, установлено, в том числе, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Закупка имеет единую цель - объединение процесса выполнения работ в одной структуре с целью сокращения временных затрат, а также обеспечения качественного и быстрого выполнения всего комплекса работ, эффективного расходования бюджетных средств, кроме того, позволит заказчику обеспечить более качественное выполнение работ; сократить срок ввода в эксплуатацию объекта; снизить затраты на реализацию мероприятий по объекту; минимизировать риски истечения полученных согласований проектной документации; минимизировать риски получения несогласий с проектными решениями.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, объединение проектно-изыскательских и строительных работ в один лот в рассматриваемом случае функционально и технологически связанно и не свидетельствует об ограничении количества участников, поскольку приведенной заявителем факт сокращения хозяйствующих субъектов в рассматриваемом случае еще не свидетельствует об ограничении конкуренции, кроме того, заявителем не представлено объективных свидетельств ограничения конкуренции в подтверждение указанного довода.
Следовательно, в данной части доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
2. В соответствии с п. 3.13. Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99) а именно:
Дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99): - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, при это используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион".
Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчиком не установлена "группа работ строительных" не находит своего подтверждения доводы жалобы в указанной части является необоснованной.
3. В соответствии с ч.3,4 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с абз.3 п.14 Аукционной документации Заказчиком установлено, что разъяснения положений документации электронного аукциона представляются по запросам поступившим в срок с "23" ноября 2016 г. по "05" декабря 2016 г.
В соответствии с п.5 Аукционной документации подача заявок на участие в аукционе заканчивается: 10.00 часов 09.12.2016 г.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из изложенных норм, между окончанием срока подачи заявок и окончанием срока запрос о даче разъяснений положений документации должно быть три дня. Как установлено выше во временном промежутке между 09.12.2016 г и 05.12.2016 три рабочих дня.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения, жалоба заявителя в указанной части является необоснованной.
4. В соответствии с пп.6 части 15.1 Аукционной документации Заказчиком установлено следующее, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательств, в том числе, при непредставлении обеспечения в период действия Контракта в соответствии с пунктами 8.30., 11.7. настоящего Контракта более 10 рабочих дней или повторного выявления факта представления Подрядчиком ненадлежащего обеспечения исполнения Контракта в период его действия.
В силу ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с ч.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Законом о контрактной системе установлены основные обязательные требования к положениям, которые должны быть указаны в проекте контракта и отсутствие каких-либо требований к проекту контракта в Законе о контрактной системе не свидетельствует о неправомерности его включения в проект контракта.
Таким образом, в случае в случае несогласия с указанным выше положением проекта контракта, стороны вправе его изменить/исключить в рамках действующего Законодательства.
Следовательно, доводы жалобы заявителя в указанной части не находят своего подтверждения жалоба заявителя является необоснованной.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу, ООО "Дени", на действия Заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства", при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, извещение N 0301100012716000155, обоснованной в части доводов жалобы о относительно включения в документацию, в качестве обязательного требования к участнику закупки, допусков по всем отдельным видам работ, в части проектно-изыскательских работ, предусмотренных документацией, (за исключением свидетельства СРО генерального проектировщика), в остальной части жалоба заявителя является необоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, комиссии Заказчика, оператору ЭТП выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного делопроизводства.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-973/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016