Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 декабря 2016 г. N 05-05-06/273-16
Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Отдела Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва:
- "__", действующая на основании доверенности б/н от 23.12.2016 г.;
от подателя жалобы - Филиала в Республике Тыва Общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие":
- "__", действующая на основании доверенности N 9990/Д от 22.12.2016 г.,
рассмотрев жалобу (вх. N 5098 от 19.12.2016 года) филиала в Республике Тыва Общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (далее - филиал в РТ ООО "СК "Согласие") (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 42, ИНН: 7706196090) на действия единой комиссии заказчика при проведении запроса котировок N 0312100006216000021 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности ОСАГО на 2017 г. и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы единая комиссия государственного заказчика неправомерно отклонила заявку подателя жалобы без установления причин, так как подсчеты по страховым тарифам подателя жалобы произведены согласно страховым тарифам, установленным ЦБ РФ и Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384, а разница в денежном эквиваленте, составляющая в размере 1238 рублей (ВСК-139353,26, Согласие-140591,26) не является основанием для отказа заявке подателя жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N 0312100006216000021 от 08.12.2016 г. заявка подателя жалобы признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, заняв 2 место, предложив лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку запроса котировок N 0312100006216000021 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности ОСАГО на 2017 г., Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Отделом Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.11.2016 г. размещено извещение о проведении запроса котировок N 0312100006216000021 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности ОСАГО на 2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 145 436 ,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 0312100006216000021 от 08.12.2016 г. на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, заявки всех участников закупки признаны единой комиссией государственного заказчика соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под N 3 (Страховое акционерное общество "ВСК") в размере 139353, 26 рублей, участником закупки под N 1 (филиал в РТ ООО "СК "Согласие") в размере 140591, 26 рублей, участником закупки под N 2 (Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности") в размере 145436, 00 рублей.
На основании части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок N 0312100006216000021 признан участник закупки под N 3 Страховое акционерное общество "ВСК", предложившее наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участник закупки под N 1 (филиал в РТ ООО "СК "Согласие") в составе своей заявки выразил согласие на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности ОСАГО на 2017 г. и предложил относительно цены контракта 140 591, 26 рублей.
Как было указано выше, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 0312100006216000021 от 08.12.2016 г. единая комиссия государственного заказчика, рассмотрев заявки участников закупки и оценив их ценовые предложения, установила, что заявка участника закупки под N 1 (филиал в РТ ООО "СК "Согласие") соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок N 0312100006216000021, предложенная филиалом в РТ ООО "СК "Согласие" цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта и является лучшим условием по цене контракта, следующим после предложенного победителем запроса котировок цене контракта.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном отклонении заявки филиала в РТ ООО "СК "Согласие" является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Исходя из требований части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Предметом запроса котировок N 0312100006216000021 является страхование автотранспортных средств, принадлежащих Страхователю (Отделу Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва), по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2017 г.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Порядок).
Исходя из анализа статей 8, 9, 15 Закона об ОСАГО следует, что цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России.
На основании вышеизложенного следует, что участниками запроса котировок должны быть предложены равные предложения о цене контракта, так как цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России
В соответствии с пунктом 21 извещения о проведении запроса котировок N 0312100006216000021 установлено: "Обоснование осуществлено с применением тарифного метода приведено в приложении N 3 к запросу котировок N 1 от "29" ноября 2016 г.".
Согласно приложению N 3 извещения о проведении запроса котировок N 0312100006216000021 обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется в соответствии Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (табл. 1):
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Коммерческое предложение потенциального участника N1 исх.N б/н от 28.11.16г. |
Коммерческое предложение потенциального участника N2 исх.N б/н от 28.11.16г. |
Средняя начальная (максимальная) цена за единицу |
Стоимость, рублей |
1 |
Услуга по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) |
усл. Ед |
1 |
145 436 |
145 436 |
145 436 |
145 436 |
ИТОГО 145 436 |
Табл. 1
В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком - Отделом Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва размер страховых премий ОСАГО транспортных средств (в количестве 45 единиц) Отдела Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва установлен в результате использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), посредством направления запросов в страховые компании Филиал ПАО СК "Росгосстрах" в Республике Тыва, Тывинский филиал САО "ВСК".
Указанными страховыми компаниями были представлены расчеты страховых премий, которые в свою очередь не совпадают, а именно Филиал ПАО СК "Росгосстрах" в Республике Тыва предложил расчет страховой премии в размере 143 399, 66 рублей, Тывинский филиал САО "ВСК" предложил расчет страховой премии в размере 145 436, 00 рублей.
По представленным расчетам была сформирована начальная (максимальная) цена контракта запроса котировок N 0312100006216000021 в размере 145 436 ,00 рублей.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что представленные государственным заказчиком в материалы дела коммерческие предложения содержат расчеты страховых премий относительно снегоходов (позиции N 26, 33, 34, 35) БУРАН СБ-640 2008 года выпуска, БУРАН СБ-640А 2008 года выпуска, ТАЙГА АТАКА 551 II 2016 года выпуска, БУРАН СБ-640 2008 года выпуска, также коммерческое предложение Тывинского филиала САО "ВСК" содержит коэффициент КМ для транспортного средства УАЗ 315196 категории "В" при мощности двигателя равной 112,2 л.с. в нарушение пункта "в" части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО.
Таким образом, сформировав начальную (максимальную) цену контракта из предложенных коммерческих предложений, содержащих неправильный расчет страховых премий, государственный заказчик самостоятельно не применил тарифный метод.
Отсюда следует, что у Тывинского УФАС России отсутствуют основания для признания расчета начальной (максимальной) цены контракта соответствующим законодательству.
Таким образом, государственным заказчиком - Отделом Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва в нарушение части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе нарушен порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2. При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложением N 2 к извещению является Техническое задание на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2017 г., которое содержит перечень транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Из позиций N 26, 33, 34, 35 указанного перечня следует, что в список таких транспортных средств включены снегоходы БУРАН СБ-640 2008 года выпуска, БУРАН СБ-640А 2008 года выпуска, ТАЙГА АТАКА 551 II 2016 года выпуска, БУРАН СБ-640 2008 года выпуска.
Согласно подпункту "е" пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО установлено, что обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Следовательно, гражданская ответственность владельцев снегоходов БУРАН СБ-640 2008 года выпуска, БУРАН СБ-640А 2008 года выпуска, ТАЙГА АТАКА 551 II 2016 года выпуска, БУРАН СБ-640 2008 года выпуска, указанных государственным заказчиком в техническом задании в позициях 26, 33, 34, 35, не подлежит обязательному страхованию в порядке, предусмотренном Законом об ОСАГО.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Отдела Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва нарушения:
2.1.части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
2.2. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего необъективный характер.
3. Выдать государственному заказчику и единой комиссии государственного заказчика - Отделу Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
С.С. Оюн
М.Ю. Сарыг-оол
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 декабря 2016 г. N 05-05-06/273-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016