Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 сентября 2015 г. N 514-АМ
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
руководитель инспекции, начальник отдела контроля закупок, |
- Макарова А.А. |
- |
участник инспекции, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Киселева Л.О. |
- |
участник инспекции, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Хлапова А.Л. |
- |
представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность N 315-02-01-14/8 от 14.01.2015), |
- Ошкина Е.В. |
- |
представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность N 315-02-01-14/22 от 24.06.2015), |
- Переслегиной И.А. |
- |
представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность N 315-02-01-14/21 от 24.06.2015), |
- Очекуровой Н.Ю. |
- |
представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность N 315-02-01-14/18 от 16.04.2015), |
- Санинской Л.М. |
- |
представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность N 315-02-01-14/20 от 04.06.2015), |
- Рыбарчук О.В. |
- |
Представителя Правительства Нижегородской области (доверенность N 6 от 12.01.2015), |
осуществив проверку соблюдения Министерством здравоохранения Нижегородской области (ул.Нестерова,д.7, г.Нижний Новгород, 603005) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении закупки у единственного исполнителя услуг и заключении контракта на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении", номер извещения 0132200000315000013,
установила:
Инспекцией Нижегородского УФАС России в соответствии с приказом руководителя Нижегородского УФАС России N 344 от 14.09.2015 проводится внеплановая проверка соблюдения Министерством здравоохранения Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении закупки у единственного исполнителя услуг и заключении контракта на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении", номер извещения 0132200000315000013.
1) 01.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя (поставщика) на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 "Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении", номер извещения 0132200000315000013.
07.09.2015 между Министерством здравоохранения Нижегородской области и Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" (далее также - ГП НО "НОФ") заключен муниципальный контракт N 31 на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения с начальной (максимальной) ценой контракта 293 766 529,92 рублей.
Сведения о данной закупке отражены в Плане-графике размещения заказов для нужд Министерства здравоохранения Нижегородской области, размещенном на официальном сайте, в соответствии с действующим законодательством.
2) В соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно извещению об осуществлении закупки у единственного исполнителя источником финансирования является:
- областной бюджет Нижегородской области;
- иные межбютжетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения жителей закрытого административно-территориального образования город Саров;
- иные межбюджетные трансферты предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан.
Учитывая изложенное и тот факт, что под исключения (случаи, на которые не распространяется Закон о контрактной системе), предусмотренные статьей 2 Закона о контрактной системе, рассматриваемый случай не подпадает, отношения, связанные с закупкой услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно сведениям с официального сайта www.zakupki.gov.ru (раздел информация о контракте), а также согласно контракту N 31 от 07.09.2015 на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, заказчик осуществляет рассматриваемую закупку на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (а также на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N77).
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из анализа законодательства Российской Федерации следует, что отсутствуют законодательные акты Нижегородской области, прямо устанавливающие предоставление ГП НО "НОФ" исключительных полномочий на оказание подобных услуг, что является обязательным для заключения контракта с ГП НО "НОФ" как с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N77 на основании которого, как утверждают представители, присутствующие на заседании Инспекции Нижегородского УФАС России, был заключен контракт N 31 от 07.09.2015 на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, также не является законодательным актом Нижегородской области. При этом данное Постановление регулирует отношения, связанные с финансированием и бесплатным обеспечением лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, и в любом случае его положения не должны противоречить Закону о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе и статься 76 Конституции Российской Федерации), в том числе обязательным правилам закупки лекарственных средств, определенным в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
Кроме того, ГП НО "НОФ" в принципе не обладает исключительными полномочиями по оказанию услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Такие услуги могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами, обладающими соответствующей лицензией на осуществлении подобного вида деятельности, что подтверждается сложившейся в Нижегородской области практикой. Об указанном также свидетельствует факт принятия Арбитражным судом Нижегородской области решения по делу N А43-14334/2015 от 14.09.2015, которым решение Нижегородского УФАС России от 15.05.2015 по делу N 70-ФАС52-10/15 и предписание от 28.04.2015 по делу N70-ФАС52-10/15 оставлены в силе.
Поскольку отношения связанные с выбором организации, осуществляющей обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, как и с оказанием самих услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, регулируются Законом о контрактной системе в сфере закупок, под иные исключения, предусмотренные Законом о контрактной системе в сфере закупок для закупки у единственного исполнителя, данный случай также не подпадает.
Следовательно, действия Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившиеся в проведении закупки у единственного исполнителя (поставщика) услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, номер извещения 0132200000315000013, нарушают положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Инспекция Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии со статьей 76 Конституция Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Порядок обеспечения лекарственными средствами, в том числе порядок закупки лекарственных средств, установленный в Постановление Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N77, противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, при осуществлении закупки лекарственных средств и оказания услуг по обеспечению ими населения Нижегородской области должны применяться положения Закона о контрактной системе в сфере закупок. Какими-либо федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации, исключительные полномочия ГП НО "НОФ" на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения также отсутствуют.
Также необходимо отметить следующее.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данная конституционная норма конкретизируется положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан), согласно части 2 статьи 19 которого каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. То есть именно указанная программа является основным механизмом реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях за счет государственных источников финансирования.
Согласно части 1 статьи 81 Закона об охране здоровья граждан в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи также включают в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по лекарственному обеспечению населения лекарственными препаратами законодательно установлены в статье 6 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также в статье 16 Закона об охране здоровья граждан. То есть обеспечение населения лекарственными препаратами в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, действия по заключению государственного контракта с хозяйствующими субъектами по оказанию услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку контракт по результатам осуществления закупки заключен, Инспекция Нижегородского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
решила:
1. Признать Министерство здравоохранения Нижегородской области нарушившим требования части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику не выдавать в связи с наличием заключенного контракта.
3. Материалы дела направить руководителю Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возможности передачи дела в профильный отдел для проверки наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2005 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции С.Е. Кирьякова
Участники инспекции А.А. Макарова
Л.О. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 сентября 2015 г. N 514-АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015