Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 июня 2015 г. N 1087/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян А.С. Грачева, |
по итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона N 0358300000415000059 "Поставка лекарственных средств" размещенного Заказчиком, по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Дровалева А.И., Андриевская Е.В.),
УСТАНОВИЛА:
15.06.2015 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба ИП Выборновой Ю.В. на положения документации о закупке.
Согласно части 15 статьи 105 Закона лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе (часть 16 статьи 105 Закона).
18.06.2015 г. (вх. N 9521) в антимонопольный орган поступил отзыв жалобы ИП Выборновой Ю.В.
Отзыв жалобы принят Комиссией Ростовского УФАС России.
Заказчик представил документы и сведения относительно указанного аукциона и письменные пояснения по доводам жалобы (исх. N946 от 18.06.2015 г.).
Отзыв Заявителем поданной им жалобы, не является препятствием для проведения внеплановой проверки контролирующим органом.
Антимонопольный орган обязан провести внеплановую проверку закупки, имея на то основания, установленные частью 15 статьи 99 Закона и, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных в ходе проведения внеплановой проверки нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона), в случае необходимости.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
29.05.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона N0358300000415000059 "Поставка лекарственных средств" (далее - электронный аукцион).
Согласно извещению: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 583 494,57 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 08.06.2015 10:00.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Закона, в случае если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно Технического задания документации о закупке, Заказчику к поставке требуется, в том числе:
Международное непатентованное название |
Описание препарата, форма выпуска и дозировка |
Кол-во |
Сорбифер друлес |
таб п/о 30 шт |
6 |
Согласно сведений Государственного реестра лекарственных средств (grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx) обозначение "Сорбифер дурулес", указанное Заказчиком с ошибкой ("Сорбифер друлес"), является торговым наименованием, а не МНН.
Таким образом, данное положение Технического задания сформировано не в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик, в нарушение п.6 ч.1 ст. 33 Закона, включил в объект закупки торговое наименование требуемого к поставке лекарственного средства "Сорбифер друлес", тем самым нарушил ч.1 ст.64 Закона.
2. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона, в редакции Федерального закона от 31.12.2014 г. N498-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.30 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, требования к содержанию и составу заявки, установленные Заказчиком не соответствуют ч.3 ст.66 Закона (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 г. N498-ФЗ).
Исходя из изложенного, Заказчик нарушил требования ч.1 ст.64 Закона.
3. Согласно ч. 1 ст. 31 Закона к участникам закупки заказчик устанавливает единые требования при осуществлении закупки, в частности, к таким требованиям относится соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 ст. 31 Закона предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего закона.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 31 Информационной карты Заказчика "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено, что во второй части заявки участнику необходимо представить копии действующих лицензий на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая реализация лекарственных средств) и/или копия лицензии на производство лекарственных препаратов, являющихся предметом электронного аукциона.
В силу п.47 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок ее лицензирования определен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", в соответствии с которым фармацевтическая деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включает следующие работы и услуги: оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; медицинским организациям, ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Статьей 55 Федерального закона N 61-ФЗ установлен порядок розничной торговли лекарственными препаратами, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление, лекарственных препаратов.
Следовательно, лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, вправе осуществлять поставку лекарственных препаратов, что соответствует требованиям Закона, Федерального закона N 61-ФЗ, и не ограничивает число участников закупки, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона вправе осуществлять поставку лекарственных средств.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком, неправомерно, в нарушение ч. 6 ст.31 Закона, установлено требование к участникам закупки о наличии у поставщика лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая реализация лекарственных средств), которое необоснованно ограничивает участие в аукционе число лиц имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли).
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64, ч. 6 ст. 31 Закона.
2. Выдать Заказчику предписание об аннулировании настоящей закупки.
3. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность совершения действий предусмотренных Законом относительно закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
А.С. Грачева
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Соколова О.М.;
тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 июня 2015 г. N 1087/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2015