Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о размещении заказов:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
М.В. Соко, Ю.В. Моргунова, |
по итогам проведения внеплановой проверки исполнения Филиалом федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Ростове-на-Дону (далее - Заказчик) требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок, в присутствии представителей Заказчика (Остапенко Н.В., Дергунов А.Г., Маякова Е.В.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России из ТУ Росфиннадзора в Ростовской области поступило обращение по признакам нарушения Заказчиком норм Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе.
По поступившей информации Ростовским УФАС Росси возбуждено дело N 1534/03.
Заказчиком представлены письменные пояснения, а также документы для принятия решения по существу.
1) По итогам проведения открытого аукциона в электронной форме N 0358100034513000002 между Заказчиком и ООО "СКС Строй" заключен контракт N 47.13/02-ОС/61 от 03.06.2013 г. на выполнение подрядных работ по текущему ремонту служебных помещений здания автовокзала на автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Куйбышево (Дьяково)", расположенного на территории Ростовской области.
Дополнительным соглашение N 1 б\д к указанному контракту Заказчиком, подрядчиком изменен объем работ в объеме 39,25%. Сроки выполнения работ, цена контракта изменению не подлежали.
В соответствии с п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 766 ГК РФ муниципальный контракт в том числе должен содержать условия о сроках начала и окончания выполнения работ.
На основании ч. 3 ст. 38 Закон N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе.
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что изменения условий муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Частью 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлено четкое требование, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается.
Кроме того, ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, когда возможно изменить условия контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке.
Статья 6 ст. 9 Закона 94-ФЗ предусматривает изменение объема работ в ходе его исполнения. Однако, изменение в ходе исполнения контракта более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ не допускается ч. 6 ст. 9, ст. 9 Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов.
2) По итогам проведения открытого аукциона в электронной форме N 0358100034513000025 между Заказчиком и ООО "СКС Стандарт" заключен контракт N 49.13/02-ОС/61 от 18.06.2013 г. на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту зданий и сооружений на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации "Донецк-Северный" и "Куйбышево (Дьяково)", расположенных на территории Ростовской области.
Дополнительным соглашение N 1 от 24.06.2013 г. к указанному контракту Заказчиком, подрядчиком изменен объем работ в объеме 98,25%. Сроки выполнения работ, цена контракта изменению не подлежали.
По основаниям, указанные в пункте 1 настоящего Решения, Заказчик допустил нарушение ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов.
3) 08.04.2013 г. между Заказчиком и ООО "Комплексные услуги безопасности" заключен контракт N 23.13/02-ОС/61 на поставку комплекса систем информационно-технического обеспечения и безопасности на автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации "Куйбышево (Дьяково)" с последующим выполнение работ по монтажу, наладке и тестированию.
Контракт заключен на общую сумму 16 002 429 рублей 40 копеек.
Контракт заключен без проведения торгов, запроса котировок.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
На основании ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.
Как указано в ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 данной статьи, - государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
В силу п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с данным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
Заказчик осуществил закупку за счет выделенных ему из федерального бюджета средств и в рамках исполнения полномочий Заказчика, в связи с чем, размещение заказа надлежало проводить с использованием конкурентных способов.
Действия Заказчика, разместившего заказ, без проведения конкурентной процедуры, нарушают часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
4) 09.12.2014 г. между Заказчиком и ФГУП "Почта России" заключен договор купли-продажи знаков почтовой оплаты N 51.3.11\2343/77.14/05-АО/61.
Согласно п. 1 контракта Заказчик принимает в собственность знаки почтовой оплаты: маркированные конверты, почтовые марки, маркированные почтовые карточки в ассортименте.
Контракт заключен без проведения конкурентных процедур, запроса предложений, запроса котировок.
Данный контракт заключен в порядке ст. 93 Закона о контрактной системе с ФГУП "Почта России" как с субъектом естественных монополий.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).
Согласно положениям статьи 4 Закона N 147-ФЗ к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а также передаче внутренних телеграмм. Прочие сопутствующие услуги, в том числе связанные с продажей маркированных конвертов, не относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
На основании изложенного, Заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку указанного в контракте N 51.3.11\2343/77.14/05-АО/61 перечне товаров.
Заказчик нарушил ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
5) Вопрос неправомерного продления сроков исполнения контракта N 31.14/02-ОС/61 от 01.08.2014 г. рассмотрен Ростовским УФАС России в июле 2015 г.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч.6 ст.60 Закона, Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.В. Соко
Ю.В. Моргунова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2015