Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 октября 2015 г. N 2-17-9095/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
К.В. Романова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Д.А. Преображенской - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
Г.С. Мартиросяна - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
На заседании Комиссии Управления государственным Заказчиком представлены все запрашиваемые документы и сведения, даны устные и письменные пояснения относительно доводов обращения.
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение Счетной палаты Российской Федерации (исх. N 01-2855/12-04 от 15.09.2015) перенаправленное из Федеральной антимонопольной службы (исх. N АД/53923/15 от 05.10.2015) на действия ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов реестровые NN 0373100015713001189, 0373100015715000332.
Аукцион 1. 31.12.2013 Заказчиком размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 67 527 879,10 рублей.
Согласно доводам, указанным в обращении Счетной палаты Российской Федерации, в документации по Аукциону 1 не предусмотрено изменение объема работ по договору, а также пропорциональное изменение первоначальной цены договора на размер не более чем 10% от НМЦК.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона о размещении заказов, в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом. В случае если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов , заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
На заседании Комиссии Управления установлено, что 12.12.2014 Заказчиком было заключено дополнительное соглашение N 2 к Договору, согласно которому раздел 2 Договора "Стоимость работ и порядок расчетов по Договору" был дополнен пунктом 2.5, согласно которому "Объем выполняемых по настоящему Договору работ может быть изменен в пределах не более 10 (десяти) процентов от предусмотренного Договором первоначального объема работ". Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что на основании вышеуказанного пункта 2.5 Договора, 14.12.2014 было заключено Дополнительное соглашение N 3 на увеличение в пределах 10% объема выполняемых работ по предмету контракта.
Изучив представленные документы, Комиссия Управления установила, что в нарушение части 6 статьи 9 Закона о размещении заказов, в документации об Аукционе 1 Заказчиком при опубликовании извещения не было предусмотрено право по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта измененить объем работ по договору, а также первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов такой цены контракта.
Однако, при проведении проверки установлено что дополнительные соглашения N 2 и N 3 подписывались в период действия Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Следовательно, в связи с изменением законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов должностному лицу при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или продолжении такого производства необходимо установить обстоятельства, смягчающие, отягчающие либо исключающие административную ответственность, учитывая следующее.
В случае, если указанные действия лица не являются нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе или не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ
Указанная позиция изложена в письме ФАС России, от 23.01.2014 N ИА/2111/14 "По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов".
Аналогичная норма Закона о контрактной системе, а именно пункт пп. б пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе устанвливает, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Таким образом, учитывая общие положения законодательства Российской Федерации относительно обратной силы закона, по мнению Комиссии Управления данное нарушение не может служить основанием для установления факта о совершении административного правонарушения.
Аукцион 2. 23.04.2015 Заказчиком размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 28 255 553, 43 рублей.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контракнтой системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пуктом 1 части 1 статьи 33 данного закона, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактой системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе утановлено условие, в пункте 3.1 проекта контракта, о выполнении работ в два этапа:
1. срок выполнения I этапа работ (г.Москва, 4-Вешняковский пр-д, д.4, стр.3) - 20 июля 2015года,
2. срок выполнения II этапа работ (Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Лесное озеро) - 90 (девяносто) календарных дней со дня передачи объекта.
При этом извещение о проведении Аукциона указывает на то что срок исполнения отдельных этапов контракта не предусмотрен.
Согласно требованиям части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
При проведении проверки установлено что государственный контракт по итогам Аукциона заключен 03.06.2015 и предусматривает 2 этапа выполнения работ, а именно:
1. срок выполнения I этапа работ - 20 июля 2015года,
2. срок выполнения II этапа работ - 90 (девяносто) календарных дней со дня передачи объекта., что не соответсвует требованиям извещения.
Указанные действия Заказчика нарушают требования части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку государственный контракт заключен не в соответствии с условиями извещения и документации.
На основании изложенного, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 6 статьи 9 Закона о размещении заказов при проведении электронного аукциона (реестровый N 0373100015713001189).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 10 статьи 70 Закона о контрактой системе при проведении электронного аукциона (реестровый N 0373100015715000332).
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе государственному заказчику не выдается в связи с тем что восстановление прав и законных интересов участников закупок не представляется возможным, поскольку по итогам электронных аукционов заключены государственные контракты.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Управления: |
|
К.В. Романов |
Члены Комиссии Управления: |
|
Д.А. Преображенская |
|
|
Г.С. Мартиросян |
Исп. Мартиросян Г.С.
Тел. (495) 784-75-05 доб.160
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 октября 2015 г. N 2-17-9095/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015