Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2015 г. N 2-17-2741/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
Н.А. Лысовой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Д.А. Симонова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
Г.С. Мартиросяна - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
при участии уполномоченного представителя государственного заказчика - ФГБУ "ДСР" Управления делами Президента Российской Федерации: Юшкова А.С. (дов. N 52 от 27.03.2015), Головачевой В.Н. (дов. N 67 от 22.04.2015).
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/12590 от 08.04.2015) документы и сведения.
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение ФАС России для проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования для оснащения пищеблока объекта: ФГАУ"Оздоровительный комплекс "Шереметьевский" Управления делами Президента Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул.Вучетича, д. 32. Реконструкция спального корпуса N 2 в Доме отдыха "Сенеж" по адресу: Московская область, Солнечногорский р-он, д/о "Сенеж" (реестровый N0373100129614000008).
28.10.2014 Заказчиком размещено на официальном сайте wwwzakupkigovru извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 246 895,00 рублей.
23.04.2015 состоялось заседание Комиссии Управления, на которое Заказчиком были представлены запрашиваемые документы и сведения, и в результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
1. В своем обращении ООО "Абисцет" указывает, что Заказчик заключив дополнительное соглашение увеличил цену контракта, сделав ее выше начальной максимальной цены.
В соответствии с пп."б" п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Согласно п.3.5 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее условие изменения условий контракта, а именно: "Условия контракта могут быть изменены по предложению заказчика, если увеличиваются предусмотренные контрактом количества товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов".
Кроме того, в п.8.3.1 аукционной документации установлен перечень случаев при которых по соглашению сторон возможно изменение условий контракта, в частности в соответствии с п."б", если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Согласно п.3.1. государственного контракта N723-12/14ДСР от 02.12.2014 заключенного между Заказчиком и ООО "Рестон" сумма контракта составляет 24 040 000,00 рублей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлено дополнительное соглашение N1 к государственному контракту от 02.12.2014 N723-12/14/ДСР заключенное с ООО "Рестон" на сумму 2 404 000,00 рублей, что составляет 10% от цены контракта.
Таким образом, цена дополнительного соглашения N1 к государственному контракту от 02.12.2014 N723-12/14/ДСР (2 404 000,00 рублей) увеличена Заказчиком пропорционально от цены государственного контракта N723-12/14ДСР от 02.12.2014 (24 040 000,00 рублей) в размере не превышающем 10% предусмотренных контрактом по количеству поставляемого товара, что соответствует п. 3.5. государственного контракта, а также пп."б" п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на неисполнимость сроков поставки товара по предмету контракта, предусмотренных п.1.2 проекта государственного контракта. В частности, по мнению Заявителя поставить продукцию в размере 140 единиц оборудования необходимого в рамках данной закупки в сроки установленные Заказчиком не представляется возможным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.17 Закона о контрактной системе в планы закупок включаются сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.
Согласно п.2 ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки о наименовании и описании объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Частью 4 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией Управления установлено, что в п.1.2 проекта контракта установлен следующий срок поставки: "Поставка Товара, указанного в п. 1.1. настоящего контракта, его монтаж и пусконаладка будут осуществляться в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты подписания контракта.".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения представитель Заказчика пояснил, что установленное Заказчиком в контракте указанное требование к выполняемым работам обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречит нормам действующего законодательства.
При этом в обращении не содержится указание на положения Закона о контрактной системе, которые, по мнению ООО "Абисцет" нарушены Заказчиком в части сроков поставки товара по предмету контракта.
3. Согласно доводам ООО "Абисцет" в п.4.8 проекта государственного контракта содержится расширенный перечень оснований для отказа в приемке товара, который носит субъективный характер.
Частью 7 ст.94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Частью 1 ст. 720 ГК РФ определено, что Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п.4.8 проекта государственного контракта Заказчиком установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых Заказчик вправе отказать в приемке товара в момент доставки.
Таким образом, на заседании Комиссии Управления установлено, что государственный контракт содержит порядок приемки товаров необходимых к поставке по предмету контракта. При этом в обращении не содержится указание на положения Закона о контрактной системе, которые, по мнению ООО "Абисцет" нарушены Заказчиком.
На основании изложенного, нарушений нарушений законодательства о контрактной системе в части установленного п.4.8 проекта государственного контракта порядка приемки товаров Комиссией Управления не установлено.
4. В своем обращении ООО "Абисцет" указывает, что в п.3.4 проекта государственного контракта Заказчиком не определено в течении какого срока производится оплата по контракту, а также в п.5.3 Заказчиком не указано каким должен быть гарантийный срок поставляемого товара.
Согласно п.2 ч.1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 1 ст.766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Вместе с тем, согласно п.3.4 государственного контракта N723-12/14ДСР от 02.12.2014 определено: "Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в размере 100% по факту поставки в течение 90 календарных дней, на основании счета, счета-фактуры, товарно-транспортной накладной и Акта сдачи-приемки, монтажа и пусконаладки товара", что соответствует ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
Кроме того, в п.5.3 государственного контракта установлено: "Поставщик предоставляет документально подтвержденную гарантию качества в соответствии с нормативными документами на данный вид Товара. Гарантийный срок на поставляемый Товар составляет 24 (двадцать четыре) месяцев с даты его приемки".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в п.3.4 государственного контракта нарушений в части порядка оплаты поставляемого оборудования, а также требований к гарантийному сроку для поставки товара установленного Заказчиком в государственном контракте Комиссией Управления не установлено.
5. В обращении Заявитель указывает, что в п.6.2 проекта контракта, Заказчиком неправомерно установлена ответственность поставщика за просрочку исполнения обязательства по поставке в виде неустойки в размере 2% от цены контракта.
14.11.2014 Московским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Абисцет" по делу N2-57-8690/77-14 от 14.11.2014 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0373100129614000008, содержащая информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
Согласно требованиям ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате рассмотрения жалобы Комиссией Управления принято решение о признании жалобы обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, в части установления Заказчиком неправомерного размера неустойки. В силу ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления выдано обязательное для исполнения Предписание по делу N2-57-8690/77-14 от 14.11.2014 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, в частности: Заказчику при заключении контракта скорректировать п.6.2 проекта контракта в части размера неустойки, в соответствии с Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 N1063.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:П = (Ц - В) x С,
Комиссией Управления установлено, что в п.6.2 проекта государственного контракта Заказчиком предусмотрены следующие размеры неустойки, а именно: "в случае несвоевременной поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику неустойку в размере 2 % от стоимости несвоевременно поставленного Товара за каждый день просрочки".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.6.2 государственного контракта N723-12/14ДСР от 02.12.2014 заключенного между Заказчиком и ООО "Рестон" во исполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу N2-57-8690/77-14 от 14.11.2014 Заказчиком скорректированы размеры неустойки, в частности: "В случае несвоевременной поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта", что соответствует ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки, нарушений Закона о контрактной системе в части размера неустойки установленного Заказчиком по заключенному государственному контракту N723-12/14ДСР от 02.12.2014 Комиссией Управления не установлено.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях ФГБУ "ДСР" Управления делами Президента Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования для оснащения пищеблока объекта: ФГАУ"Оздоровительный комплекс "Шереметьевский" Управления делами Президента Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул.Вучетича, д. 32. Реконструкция спального корпуса N 2 в Доме отдыха "Сенеж" по адресу: Московская область, Солнечногорский р-он, д/о "Сенеж" (реестровый N0373100129614000008) не установлено.
Решение может быть обжаловано в суде (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Управления: |
|
Н.А. Лысова |
Члены Комиссии Управления: |
|
Д.А. Симонов |
|
|
Г.С. Мартиросян |
Исп. Мартиросян Г.С. Тел. (495) 784-75-05 доб.160
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2015 г. N 2-17-2741/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015