Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 октября 2015 г. N 04-50/326-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии: представителя МБУ "Инфраструктурный центр - служба заказчика" <_>, доверенность от 08.10.2015,
в отсутствии представителя ООО "Карьерные машины", надлежащим образом уведомленного,
рассмотрев жалобу ООО "Карьерные машины" (далее, в т.ч.- Заявитель) (вх. от 02.10.2015 N 5413) на действия заказчика - МБУ "Инфраструктурный центр - служба заказчика" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку бульдозера (N 0302300050715000017) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены следующие требования действующего законодательства при разработке документации об аукционе:
1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В нарушение указанной нормы, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656) в документации об аукционе отсутствует запрет допуска товара, происходящего из иностранного государства.
2. В документацию об аукционе внесены изменения относительно срока поставки товара: с 45 календарных дней до 15 календарных дней с момента заключения контракта, что влечет за собой значительное сокращение участников данной закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком также внесены изменения в документацию в части оплаты товара. Новая редакция устанавливает большую отсрочку платежа, что совершенно не выгодно для поставщика товара: "Предоплата не предусмотрена. Оплата производится: -50% от цены контракта оплачивается заказчиком в течение 60 календарных дней в форме безналичного расчета после подписания акта приема-передачи машины; - оставшаяся часть (50% от цены контракта) оплачивается не позднее 31.03.2016".
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по мнению Заявителя, нарушаются нормы Закона о контрактной системе, а также пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Просит провести проверку, выдать предписание об устранении допущенного нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Заказчик на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы пояснила, что в документацию об аукционе внесены изменения, касающиеся всех доводов жалобы, срок для подачи заявок на участие в Аукционе продлен. Заказчиком установлен запрет на допуск из иностранных государств товара, срок поставки товара увеличен до 45 календарных дней с момента заключения контракта, а также установлено, что оплата товара производится в течение 30 календарных дней после подписания акта приема-передачи товара. Считает, что требования Заявителя удовлетворены.
В результате рассмотрения жалобы Бурятского УФАС России установила следующее:
09.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении Аукциона N 0302300050715000017 и документация об аукционе, 11.09.2015 внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 204 800,00 рублей.
1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление N 656, которым установлен перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Пунктом 2 указанного перечня предусмотрены в соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код и наименование: 28.92.21.110 - бульдозеры на гусеничных тракторах.
Следовательно, Заказчик обязан устанавливать запрет допуска товара, происходящего из иностранного государства на продукцию, включенную в Перечень.
2. Извещением и документацией об аукционе предусмотрено, что участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Следовательно, оплата товара по данной закупке должна быть установлена с учетом требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, т.е. в контракт включается условие об оплате - не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара.
Закон о контрактной системе конкретно не регламентирует сроки поставки товара, но вместе с тем, частью 2 статьи 8 настоящего закона предусмотрен запрет совершения заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, Заказчик должен устанавливать условия заключения контракта с учетом указанной нормы.
3. Антимонопольным органом установлено, что Заказчиком 04.10.2015 принято решение о внесении изменений в извещение и документацию об аукционе.
05.10.2015 Учреждением опубликовано изменение, внесенное в извещение и документацию в части: установления запрета на допуск товара, происходящего из иностранных государств; срока поставки - в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта; оплаты товара - в течение 30 календарных дней в форме безналичного расчета после подписания акта приема-передачи товара.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящей жалобы допущенное нарушение Заказчиком устранено, следовательно, нарушение законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства отсутствует.
4. Вместе с тем, Комиссией Бурятского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Документацией об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком или копии этих документов:
- Акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (для подтверждения соответствия товаров, указанных в пунктах 14-16, 18, 20-26 и 33 перечня, требованиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 Постановления N 656) (далее - Акт экспертизы).
Согласно Перечню товар под наименованием "Бульдозеры на гусеничных тракторах" (код 28.92.21.110) находится под номером 2.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1 - 13, 17, 19, 27 - 32 и 34 - 55 перечня, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, Заказчик должен был предусмотреть в документации об аукционе требование о представлении в составе второй части заявки сертификата о происхождении товара, следовательно, Заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления требование о представлении Акта экспертизы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Карьерные машины" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> <_> |
|
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 октября 2015 г. N 04-50/326-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2015