Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2015 г. N 07-175-15
резолютивная часть решения объявлена 10.09.2015г.
в полном объеме решение изготовлено 11.09.2015г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ N5" (далее - заказчик)., без права дачи пояснений, заявителя - Общества с ограниченной ответственностью фирма "ЦТ" (далее - ООО "ЦТ", заявитель) в лице., по доверенности от 01.09.2015г. N4,
рассмотрев жалобу ООО "ЦТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304300006115000014 "Капитальный ремонт ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" для открытия новых групп" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "ЦТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе заявителя, на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено приложение к техническому заданию аукционной документации в формате PDF, не редактируемое и плохо читаемое, что затрудняет подготовку заявки для участия в аукционе.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 10 сентября 2015г, представитель заявителя, доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель заказчика пояснил, что согласно Регламента закупок путем проведения аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте (ООС): - в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe. На сайте установлен алгоритм контроля действий по осуществлению закупки, предусматривающий автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками нормативных положений, в том числе требований Закона о контрактной системе, в том числе техническое обеспечение возможности доступа к открытой информации. Соответственно при размещении закупки, аукционная документация прошла такую проверку, и по результатам которой ошибок обнаружено не было, что подтверждает правомерность размещения заказчиком документации в опубликованном формате.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.09.2015 18:08ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru (http://www. info@sberbank-ast.ru info@sberbank-ast.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304300006115000014 "Капитальный ремонт ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" для открытия новых групп". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 321 500.00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 02.09.2015г. 18:08ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 23.09.2015г. 23:59ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.05.2015г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 28.09.2015г.
В соответствии с письмом от 30.06.2014г. Федеральной антимонопольной службы информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме). Если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме).
Информация, на основании которой участники закупки должны составить свои предложения по товарам, представлена в формате "PDF" не позволяет поиска и копирования фрагментов текста, что затрудняет работу с текстом. Размещение на сайте документа в одном формате, который необходимо перевести в другой формат документа для поиска и копирования фрагментов текста, вводит участников закупки в заблуждение и является нарушением законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе анализа документации об электронном аукционе на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе Комиссией установлено, что в документации об аукционе установлены государственные, национальные, межгосударственные стандарты, которым должны соответствовать товары и материалы технического задания, в частности, ГОСТ25818-91"Золы уноса тепловых электростанций для бетонов технические условия", который постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике N18-2 от 06.01.1998 года признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При утверждении документации об аукционе допущено нарушение Закона о контрактной системе, которое непосредственно нарушает права и законные интересы участников закупки и которое выражается установлением в подпункте "7" пункта 7 Раздела II документации об аукционе требования о наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Данное требование является незаконным, так как выполняемые по предмету контракта работы, указанные в смете не требуют наличие свидетельства саморегулируемой организации (СРО), подтверждающий право на допуск к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, тем самым ограничивается права участников аукциона, что является нарушением антимонопольного законодательства. Данный вывод подтверждаются нормами Закона о контрактной системе и нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещает заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 54 "приложение к техническому заданию аукционной документации" отсутствует наименование товара который будет поставлен и использован при выполнении работ.
Предметом муниципального контракта является "Капитальный ремонт ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" для открытия новых групп", но согласно смете и аукционной документации в конструктивные особенности здания изменения вносится не будут.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЦТ" обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 4,части 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1, 2 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику и Оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2015 г. N 07-175-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015