Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2015 г. N 07-180/15
резолютивная часть решения объявлена 16.09.2015г.
в полном объеме решение изготовлено 18.09.2015г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от заявителя - Ставропольского филиала Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (далее - Ставропольский филиал АО "Согаз", заявитель) поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя Ставропольского филиала АО "Согаз";
от государственного заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - заказчик) в лице , действующего на основании доверенности NМС/4-9520 от 15.09.2015 года,
рассмотрев жалобу Ставропольского филиала АО "Согаз" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304100006115000110 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 11.02.2014г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в с сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба Ставропольского филиала АО "Согаз" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304100006115000110 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" (извещение о проведении электронного аукциона - 20.08.2015г. 13:56ч.). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 372, 33 рублей.
Согласно жалобе заявителя, выбранный заказчиком способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении объекта закупки "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" способом электронного аукциона должным образом не отвечает требованиям Закона о контрактной системе, в частности, положениям принципа обеспечения конкуренции, что в свою очередь, по мнению заявителя, является нарушением норм Закона о контрактной системе. Более того, в жалобе заявителя оспаривается незаконность определения победителя с предложением цены контракта 5 072, 29 рублей, так как предложенная победителем цена контракта противоречит требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу; приостановить электронный аукцион в части заключения государственного контракта до рассмотрения жалобы по существу; выдать предписание об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе; передать материалы жалобы для проведения проверки на предмет нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 15, 16 сентября 2015г., представитель заказчика пояснил, что способ определения поставщика, а именно электронный аукцион соответствует требованиям Закона о контрактной системе, ограничений в Законе о контрактной системе в части проведения предмета государственного контракта "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" электронным аукционом отсутствует. По поводу победителя аукциона представитель заказчика пояснил, что контракт заключается с тем участником электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Рассмотрев и выслушав доводы представителя заказчика, проанализировав доводы, изложенные в жалобе заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
20.08.2015г. 13:56ч. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru http://www.sberbank-ast.ru электронный аукцион N0304100006115000110 "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" (извещение о проведении электронного аукциона - 20.08.2015г. 13:56ч.) опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 372, 33 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 20.08.2015г. 13:54ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 27.08.2015г. 10:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.08.2015г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 31.08.2015г.
На участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки, по результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки допущены на участие в аукционе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В рамках части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Соответственно, заказчики самостоятельно выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями и требованиями главы 3 Закона о контрактной системе, а также исходя из потребностей заказчика.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
С учетом части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, но вместе с тем в силу части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Предмет государственного контракта по вышеуказанному аукциону "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" не включен в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, однако согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе ограничений в части проведения предмета государственного контракта "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" электронным аукционом отсутствует.
Кроме того, расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта производился на основании Указания Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которым предусмотрены минимальные и максимальные значения размера базовых ставок страховых тарифов для каждого типа (категории транспортных средства. В расчете заказчиком были приняты средние размеры базовых ставок, тем самым были созданы условия для возможности снижения начальной цены контракта участникам аукциона, тем самым обеспечивая принцип конкуренции.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а)территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Победителем аукциона согласно протоколу подведения итогов от 31.08.2015г. является Страховое акционерное общество "ВСК" с предложением цены контракта 5072,29 рублей.
Согласно требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и положениям Указания Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" расчет стоимости страховой премии по легковому автомобилю производиться по следующей формуле Т=ТБхКТхКБМхКОхКМхКСхКН, где коэффициент территориальный (КТ), Кабардино-Балкарская Республика, прочие населенные пункты, показатель - 07;
коэффициент Бонус-Малус (КБМ), Класс 4, показатель - 0,95;
коэффициент ограничения (КО), ограничение не предусмотрено, показатель - 1,8;
коэффициент мощности (КМ), мощность двигателя свыше 100 до 120 включительно, показатель - 1,2;
коэффициент срока использования (КС), период использования транспортного средства 10 месяцев и более - 1;
коэффициент нарушений (КН), показатель - 1 (данный показатель зависит от количество случаев и страховых выплат. На водителях и данном автотранспорте страховых случаев и выплат не имелось, согласно пояснениям заказчика, следовательно, показатель равен 1. В случае наличия данных выплат коэффициент равен - 1,5).
С учетом всех показателей, сумма минимальной выплаты страховой премии составляет 3 695, 85 рублей.
Таким образом, размещенный заказчиком аукцион "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО" с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 5 372, 33 рублей позволяет участником аукциона путем снижения цены определять победителя аукциона, обеспечивая тем самым принцип конкуренции.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
На основании части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Ставропольского филиала Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" необоснованной.
2.Отменить приостановление заключения государственного контракта по вышеуказанному аукциону.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2015 г. N 07-180/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2015