Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30 мая 2014 г. N 02-06/56-14
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок 30 мая 2014 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 04 июня 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - ____________ - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
_____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
_____________ - специалист-эксперт отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности;
в присутствии представителей:
заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
(далее - Минсельхоз Республики Марий Эл, Заказчик)
____________, заместителя министра, доверенность Nб/н от 28 мая 2014 года;
___________-, главного специалиста-эксперта отдела по формированию продовольственных рынков, доверенность от 28 мая 2014 года N б/н);
___________, ведущего-специалиста-эксперта отдела правовой работы, доверенность N б/н от 28 мая 2014 года;
в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон", извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон", ИНН 6316104046 (далее - ООО "СГ "Компаньон") на действия заказчика - Минсельхоза Республики Марий Эл при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0108200002514000019 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 23 мая 2014 года (вх. N 4100) поступила жалоба ООО "СГ "Компаньон" на действия Заказчика и котировочной комиссии заказчика - Минсельхоза Республики Марий Эл при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0108200002514000019 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, заказчиком нарушены требования нормативно-правовых актов при выборе способа определения начальной максимальной цены контракта; Заказчиком неверно зарегистрировано фактическое время подачи котировочной заявки ООО "СГ "Компаньон"; котировочная комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "СГ "Компаньон" в нарушение пункта 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) без указания положений Извещения, которым данная заявка не соответствует.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу Заявителя необоснованной, поддержали письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (N 03-14/103 от 28.05.2014; N 03-14/104 от 30.05.2014 г.), указав, что процедура проведения запроса котировок была осуществлена в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системе в сфере закупок, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки.
Изучив доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установлено частью 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 настоящего закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ осуществления закупки должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и целям эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами.
В рассматриваемом случае осуществление закупки в целях выбора страховщика по обязательному страхованию владельцев транспортных средств в форме запроса котировок реализацию указанных задач не обеспечивает.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.
В силу статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частями 1 и 2 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (часть 6 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
В параграфе 3 главы 3 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок осуществления закупок путем запроса котировок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Закона о контрактной системе).
Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (часть 6 статьи 78 Закона о контрактной системе).
Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Очередность поступления котировочных заявок будет выступать единственным критерием определения победителя закупки, конкуренция по ценовому критерию полностью исключена, что не соответствует самой сути такого способа определения поставщика как запрос котировок, целям и принципам его проведения.
Таким образом, выбор Заказчиком способа осуществления закупки в форме запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусматривающего определение победителя лишь путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что 29 апреля 2014 года заказчиком - Минсельхозом Республики Марий Эл, в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (услуги ОСАГО), номер закупки 0108200002514000019, с начальной (максимальной) ценой контракта 46 460, 70 рублей.
В приложении N 1 к указанному извещению (техническое задание) Заказчик указал информацию о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, которая включала в себя: данные о марке и модели транспортного средства, государственном регистрационном номере, месте регистрации транспортного средства, категории транспортных средств (ТС), идентификационном номере (VIN) транспортного средства, годе изготовления, мощности двигателя транспортного средства (в л.с./КВт), периоде использования транспортного средства, сроке окончания действующего полиса страхования. Сведения о коэффициенте страховых тарифов, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) в техническом задании отсутствовали.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) применяется в зависимости от класса на начало годового срока страхования.
Пунктом 3 раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, установлено 13 классов собственника транспортного средства и соответствующие им значения КБМ от 2,45 до 0,5. При отсутствии страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования применяется более высокий класс и соответствующий ему понижающий коэффициент.
В соответствии с пунктом 3 Примечания к пункту 3 Раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Согласно пункта 4 Примечания к пункту 3 Раздела I страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 и коэффициент 1, соответственно.
В соответствии с пунктом 11 раздела III Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - автоматизированная система страхования).
При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, а также в иных предусмотренных настоящими Правилами случаях страховая премия может быть скорректирована после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику.
Таким образом, отсутствие в техническом задании извещения о проведении запроса котировок (код закупки 0108200002514000019) сведений о коэффициентах страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств Заказчика (сведения о КБМ) послужило обстоятельством для применения некоторыми из участников запроса котировок (открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности в лице Чувашского филиала ОАО "СОГАЗ", ИНН 7736035485) заниженного коэффициента страхового тарифа КБМ, что привело к занижению размера страховой премии и соответственно цены контракта, и получению преимущества перед другими участниками по итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", статьи 938 Гражданского кодекса Российской Федерации, в разделе 10. Извещения о проведении запроса котировок Заказчик указал, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, что не соответствует действующему законодательству.
В статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" указано, что страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Также, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик не указал в извещении о проведении запроса котировок N 0108200002514000019, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru. требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление страховой деятельности с указанием вида страхования - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" указано, что в соответствии с частью 2 статьи 34 "О контрактной системе" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В приложении N3 к извещению о проведении запроса котировок в пункте 3.2 части 3 Проекта контракта ("Цена контракта, страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты") Заказчиком указано, что Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта и включает в себя стоимость услуг с учетом расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг, транспортных расходов, на уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, расходы по обеспечению гарантийных обязательств и иных расходов, необходимых Исполнителю для реализации заключаемого Контракта.
Таким образом, пункт 3.2 части 3 Проекта контракта противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 и нарушает часть 2 стати 34 Закона о контрактной системе.
4. В части довода Заявителя по поводу нарушения Заказчиком требований нормативно-правовых актов при выборе способа определения начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
Приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок содержит обоснование начальной (максимальной) цена контракта.
Начальная максимальная цена контракта установлена Заказчиком в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на товары, являющиеся предметом аукциона, так как этот метод является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.
Как установлено в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об ОСАГО экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (часть 1 статьи 8 Закона об ОСАГО).
Заказчиком в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта в адрес страховых организаций г. Йошкар-Олы были направлены запросы о предоставлении ценовой информации (N04-42 от 23.04.2014 г.) с указанием сведений, аналогичных изложенным в приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок (техническое задание).
По результатам запроса предложений ценовой информации в адрес Заказчика было представлено три коммерческих предложения с одинаковой ценой в размере 46 460,70 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") страховщики обязаны применять страховые тарифы, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739.
Таким образом, обоснование Заказчиком начальной (максимальной цены) контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств методом сопоставимых рыночных цен не противоречит нормам действующего законодательства и может применятся как самостоятельно, так и совместно с тарифным методом.
4. В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, дата и время начала подачи котировочных заявок определены как 30 апреля 2014 в 08 часов 00 минут; дата и время окончания подачи котировочных заявок определены как 12 мая 2014 года в 17 часов 00 минут.
Как указано в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0108200002514000019-1 от 13 мая 2014 года, до окончания срока подачи заявок, 12 мая 2014 года в 17 часов 00 минут включительно, указанного в извещении, для участия в запросе котировок было подано 5 (пять) котировочных заявок от следующих участников:
001 - филиал открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах", ИНН 7705042179 (далее - филиал ОСАО "Ингосстрах") (предлагаемая цена - 46 460,70 рублей);
002 - открытое акционерное общество "Альфастрахование", ИНН 7713056834 (предлагаемая цена - 46 460,70 рублей);
003 - общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон", ИНН 6316104046 (предлагаемая цена - 46 460,70 рублей);
004 - открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности", Чувашский филиал ОАО "СОГАЗ", ИНН 7736035485 (предлагаемая цена - 46 016,10 рублей);
005 - общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Цюрих", ИНН 7710280644 (предлагаемая цена - 46 460,70 рублей).
В соответствии с пунктом 2 протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0108200002514000019-1 от 13 мая 2014 года, котировочной комиссией Заказчика на основании пункта 7 статьи 78 Закона о контрактной системе не принимается к рассмотрению заявка, зарегистрированная под номером 003, которая поступила 30 апреля 2014 года в 08 часов 45 минут на адрес электронной почты Заказчика zakupki@aris.mari.ru, так как данная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении.
Рассмотрев котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, котировочная комиссия оценила их и приняла следующее решение:
1) отклонить от участия в запросе котировок заявку участника 001- филиал ОСАО "Ингосстрах", ИНН 7705042179, на основании пункта 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок;
2) отклонить от участия в запросе котировок заявку участника 002 - Открытое акционерное общество "Альфастрахование" (ИНН 7713056834) на основании пункта 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок;
По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, котировочной комиссией было принято решение признать победителем запроса котировок участника, подавшего заявку под N 004, предложившим наилучшее предложение по цене (наиболее низкая цена услуги) - открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности, Чувашский филиал ОАО "СОГАЗ", ИНН 7736035485 (предлагаемая цена - 46 016,10 рублей).
Весте с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9. Извещения о проведении запроса котировок заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Место подачи заявок в форме электронного документа: подаются с использованием единой информационной системы (часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе). Заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа подаются через единую информационную систему.
При этом в силу части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
При этом частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе предусмотрено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников.
Котировочная заявка ООО "Страховая группа "Компаньон" (ИНН 6316104046) в форме электронного документа была подана с нарушением требований части 9. извещения 0108200002514000019, а именно поступила на адрес электронной почты заказчика, что является нарушением части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчик зарегистрировав указанную котировочную заявку допустил нарушение части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Также, котировочной комиссией заказчика допущены нарушения части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в части отсутствия в содержании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0108200002514000019-1 от 13 мая 2014 года обоснования причин отклонения заявки ООО "Страховая группа "Компаньон", с указанием положений извещения проведении запроса котировок, которым не соответствует данная заявка.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Страховая группа "Компаньон" признается обоснованной.
Также Комиссией выявлены нарушения в ходе процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Котировочная комиссия Заказчика в нарушение требований части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок не отразила следующие сведения:
1) в нарушение пункта 4 части 3 статьи 73 Закон о Контрактной системе филиал ОСАО "Ингосстрах", Открытое акционерное общество "Альфастрахование" не представили информацию об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
2) в нарушение пункта 1 части 10.1, части 10.3.1 раздела 10 извещения - "Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе" филиал ОСАО "Ингосстрах" не представил копию действующей лицензии на осуществление страхования с указанием следующего вида страхования: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
3) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 части 10.1 раздела 10 извещения, части 10.3.2 раздела 10 извещения, филиал ОСАО "Ингосстрах", Открытое акционерное общество "Альфастрахование" не представили документы (или копии документов), подтверждающие правомочность участников запроса котировок заключать контракт: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года или выписку из единого государственного реестра юридических лиц или копию такой выписки (для юридических лиц).
По результатам проведенной процедуры запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца автотранспортных средств (услуги ОСАГО), номер извещения 0108200002514000019, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл 21 мая 2014 года заключен контракт N 0108200002514000019-0171157-01 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств с Открытым акционерным обществом "Страховое общество газовой промышленности, ИНН 7736035485.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон" на действия котировочной комиссии заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 48, части 1 статьи 72, пункта 1 части 1 статьи 73, части 3 статьи 73, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях котировочной комиссии Заказчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий нарушение части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчику, единой комиссии Заказчика не выдавать.
5. Обратится с иском в суд о расторжении контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ___________
Члены Комиссии: ___________
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 30 мая 2014 г. N 02-06/56-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015