Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 сентября 2015 г. N А338-09/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СтройКомплект СИТИ" на действия муниципального заказчика - Отдела капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания (далее - ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, Заказчик)при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту школы-детского сада филиала МКОУ СОШ п.Мизур в п.БуронАлагирского района РСО-Алания (электронный аукцион N0310300038515000018) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1 сентября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройКомплект СИТИ" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что согласно требования ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям ч.2 ст.31 Закона о контактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта, связанного с предметом контракта.
До даты публикации извещения о проведении Аукциона, а именно 12.08.2015 года, вступило в силуПостановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года), согласно которому Правительство Российской Федерации устанавливает к участникам закупки при проведении аукционов на выполнение строительных работ, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции но видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, дополнительные требования к наличию опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
По мнению Заявителя, не установив данные требования, Заказчик нарушил ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Так же, в своей жалобе Заявитель указал на то, что Заказчиком в Аукционной документации установлено ненадлежащее требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуга, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит работы, предусмотренные документацией об Аукционе. Следовательно, документация об Аукционе должна содержать требование о наличии необходимого свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе предметом закупки является капитальный ремонт школы-детского сада филиала МКОУ СОШ п.Мизур в п.БуронАлагарского района РСО-Алания.
Вместе с тем, подпунктом 5 пункта 6.2. Аукционной документации установлено требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства, выданное СРО о допуске к указанным видам работ (если таки виды работ предусмотрены сметой)".
По мнению Заявителя, таким образом, Заказчиком не установлено ненадлежащее требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства саморегулируемойорганизации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства, содержащее указание на вид работ, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания указал, что ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, как заказчиком в 2015 году не проводились торги на сумму превышающую 10 миллионов рублей. Постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года вступило в силу сравнительно недавно, при размещении вышеуказанного аукциона требования данного Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года не были учтены.
Так же, ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания указал, что в Аукционной документации было указано требование о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства СРО о допуске к указанным видам работ (если такие виды работ предусмотрены сметой). Соответственно, участник закупки во второй части заявки должен был приложить копию СРО, так как в смете были указаны определенные виды работ, относящиеся к Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 августа 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Отделом капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания было размещено извещение N0310300038515000018 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту школы-детского сада филиала МКОУ СОШ п.Мизур в п.БуронАлагирского района РСО-Алания (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 11.08.2015 года начальником Отдела капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания (далее - Аукционная документация) с начальной максимальной ценой контракта 12 000 000 рублей 00 копеек.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Из положений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее ОКПД) и Извещения о проведении Аукциона следует, что работы, являющиеся предметом Аукциона относятся к коду ОКПД 45.21.15.160.
Из Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года следует, что Правительство Российской Федерации устанавливает дополнительные требования к участникам аукционов на выполнение строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Так же Постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года утверждены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Однако, в нарушение п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, в Извещении о проведении Аукциона не установлено требование о представлении в заявке на участие в Аукционе документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года.
То есть, Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, предусмотренную ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение ч.1 ст.64 и ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, Аукционная документация так же не содержит требования к участникам Аукциона, установленные Постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года, а так же требования о представлении в заявке на участие в Аукционе документов, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 года.
Действия должностного лица ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям ч.5 ст.63 и ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2. Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом п/п 5 п.6.2 ч.6 Аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства, выданное СРО о допуске к указанным видам работ (если таки виды работ предусмотрены сметой).
Однако, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит конкретного требования о необходимости предоставлении копии свидетельства, выданное СРО о допуске к видам работ, являющихся предметом Аукциона, либо об обратном.
Действия должностного лица ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, выразившиеся в неустановлении требований к участникам Аукциона, предусмотренных п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованнойжалобу ООО "СтройКомплект СИТИ" на действия муниципального заказчика - Отдела капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту школы-детского сада филиала МКОУ СОШ п.Мизур в п.БуронАлагирского района РСО-Алания (электронный аукцион N0310300038515000018).
2. Признать в действияхмуниципального заказчика - Отдела капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310300038515000018на выполнение работ по капитальному ремонту школы-детского сада филиала МКОУ СОШ п.Мизур в п.БуронАлагирского района РСО-Алания нарушение п.6 ч.5 ст.63 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику - Отделу капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА338-09/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Отдела капитального строительства АМС Алагирского района РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 7 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения о приостановлении определения поставщика, контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 сентября 2015 г. N А338-09/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015