Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 октября 2015 г. N А411-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, Заказчик)при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству обьекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания", согласно техническому заданию и проектно сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001298) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
05 октября 2015года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в проекте контракта отсутствует формула расчетов неустойки согласно правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063"Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения размера штрафа и пени), в то время как пункт 9.7. проекта контракта содержит только ссылку на указанное Постановление.
Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 12.1. проекта контракта гласит, что срок действия настоящего контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
По мнению Заявителя, исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно ст.96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчик обязан в документации о закупке прописать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. В Аукционной документации информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Документация о закупке устанавливает противоречивые требования к участникам. Пункт 5.1. Общих положений Аукционной документациигласит, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако пункт 22 Информационной карты Аукционной документации содержит требование о наличии у участника Аукциона действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно п.2 ст.47, п.4 ст.48, п.2 ст.52 Градостроительного КодексаРоссийской Федерации, виды работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом недопустима излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности в целом, приводящая к ограничению количества потенциальных участников торгов.
Несмотря на это, в составе Аукционной документации установлены требования к химическому составу стали в позиции "Затворы дисковые поворотные из нержавеющей стати с ручным приводом" Технического задания. По мнению Заявителя, в данном случае достаточно было указать марку стали.
В объяснении по существу жалобы Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания указало, что согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Из п.9.3. и 9.4. проекта контракта Аукционной документации следует, что в случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной е срок суммы.
Кроме того, согласно п.9.7, проекта контракта Аукционной документации пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Таким образом, проект контракта Аукционной документации соответствует ч.4 ст.34 и ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должнонеизбежно наступить.
Стороны, определяя срок действия контракта, исходят из принципов добросовестности контрагентов и надлежащего исполнения ими своих обязанностей.
В то же время проектом государственного контракта установлены сроки исполнения сторонами возложенных на них обязанностей, с которымисвязывается срок действия контракта.
Исходя из изложенного, проект контракта Аукционной документации соответствует законодательству о контрактной системе.
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе установлен разделом 9 Аукционной документации. В указанном разделе определены сроки и порядок дачи разъяснений положений документации об Аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системеустановлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование (помимо прочих) к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.п.1 п.5.1. Аукционной документации, к участникам Аукциона установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и в частности статье 52 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п.п.2 п.6.2 Аукционной документации, вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданное саморегулируемой организацией. '
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 3 3 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства и представление копии указанного свидетельства во второй части заявки на участие в Аукционе соответствует требованию части 6 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из документации об аукционе следует, что предметом Аукциона является выполнение работ по реконструкцииводопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района Республики Северная Осетия - Алания. При этом установленные требования к химическому составу стали в позиции "Затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом" определены в целях установления качественных характеристик объекта закупки.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что В соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденным ПостановлениемПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N55 УправлениеРСО-Алания, как уполномоченный орган получил заявку от государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания на осуществление закупки на выполнение работ пореконструкцииводопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района Республики Северная Осетия - Алания.
В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009 года N365 "О внесении изменений в постановлениеПравительства РСО-Алания от 19 марта 2007 года N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
Представленный Заказчиком проект контракта в составе заявки содержит ссылки на Постановление Правительства РФ от 25.11.2013года N1063 в пунктах 9.2 и 9.7 контракта.
В соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 8 Аукционной документации, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта победитель электродного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Срок действия контракта установлен с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 12.1 Контракта и пункт 15 Информационной карты).
Сроки выполнения работ установлены частью 1 Контракта(начало- дата подписания контракта, окончание - 10 месяцев с даты подписания контракта).
Контракт подписывается не позже 01 ноября 2015 года (не позже 20 дней после даты проведения Аукциона).
Срок выполнения работ до 31 августа 2016года.
Следовательно, срок действия банковской гарантии до 30 сентября 2016года (11 месяцев).
Если при изучении Аукционной документации возникли вопросы, связанные с ее содержанием, участник закупки вправе обратиться за разъяснениями положений документации. Делать это могут только аккредитованные на электронной площадке участники. При этом каждый участник может направить не более трех запросов в отношении одного аукциона (ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе).
Такие вопросы могут возникнуть в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует какая-либо информация, необходимая для подготовки заявки на участие в электронном аукционе.
Для получения разъяснений участнику необходимо составить соответствующий запрос и направить его оператору электронной площадки (ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе).
Закон не устанавливает четкие сроки начала подачи запросов, он лишь ограничивает в части сроков окончания направления запроса- не позднее чем за три календарных дня до даты окончания подачи заявок, установленной в аукционной документации (ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе).
Извещение о проведении Аукциона, а также Информационная карта (пункт 7) содержат указания на сроки подачи заявок с "17" сентября 2015 года 17 часов 17 минут до "05" октября 2015 года до 09 часов 00 минут (время московское).
Часть 9 Аукционной документации "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе" разъясняет, что любой участник электронного Аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса Заказчик, Уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, дата начала подачи запроса является 17 сентября2015 года, а датой окончания является 01 октября 2015года. Срок предоставления разъяснений на поступивший запрос - в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации (дата и время поступления запроса формируются на электронной площадке).
Учитывая, что даты размещения извещения и окончания срока подачи заявок известны участникам Аукциона, у Заявителя отсутствуют основания для вывода о несоблюдении Управлением РСО-Алания пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Часть 5 Аукционной документации "Требования предъявляемые к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" содержит определение участника закупки, которое дается в Законео контрактной системе и устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим: поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупкиюридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которыепредоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания it виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает праве, на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов; на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия: либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либоявляются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Подвыгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Пункт 5.3. Аукционной документации устанавливает дополнительное требование, предъявляемыек участникам закупкиотдельных товаров, работ, услуг в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение; которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 годаN99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного,высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываютсямаксимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом: контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закономо контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
На основании анализа указанных норм Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этомЗаказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.Закономо контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Таким образом, при формировании Технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, внаибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 17 сентября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000315001298о проведении электронного аукционана выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 15 сентября 2015 годауполномоченным специалистом Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд(далее - Аукционная документация).
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Правила определения размера штрафа и пени.
Из п.9.2. проекта контракта Аукционной документации следует, чтоза ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком или Подрядчиком условий Контракта размер штрафа начисляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"
Так же, п.9.3. и 9.4. проекта контракта Аукционной документации установлено, что в случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Кроме того, согласно п.9.7. проекта контракта Аукционной документации пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063.
Таким образом, проект контракта Аукционной документации соответствует ч.4 ст.34 и ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения и требования к такому обеспечению.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.1 проекта контракт, приложенного к Аукционной документации установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств подрядчика, подрядчик представляет государственному заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. В случае предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, согласно пункту 1.3 проекта контракта, срок выполнения работ: начало - дата подписания контракта, окончание - десять месяцев с даты подписания контракта, а согласно пункту 12.1 проекта контракта, срок действия контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
Кроме того, пунктом 3.3. проекта контракта установлено, что окончательный расчет за выполненные работы осуществляется путем перечисления денежных средств до декабря 2016 года, после подписания итогового акта приемки выполненных работ, акта сдачи-приемки поставленного оборудования, счета и (или) счета-фактуры.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
То есть, указанная в проекте контракта формулировка окончания срока выполнения работ по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как не содержит требований к сроку действия банковской гарантии.
Действия должностного лица Министерства строительства, энергетики и КЖХ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
3. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 5.1. Аукционной документации установлено, чтоучастник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом, п.5.1. Аукционной документации не устанавливает требований к участникам закупки, а лишь содержит понятие об участнике закупки, которое соответствует требованиям п.4 ст.3 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из проектно-сметной документации следует, что работы являющиеся предметом Аукциона включают в себя виды работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". (далее - Перечень)
Пунктом 22 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участник Аукциона должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданным саморегулируемой организацией.
Таким образом, Аукционная документация не содержит противоречивых требований к участникам закупки.
5. Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием Аукционной документации установлено, что работы должны быть выполнены с учетом требований СНиП и ГОСТов.
Из Технического задания Аукционной документации следует, что при выполнении работ должны использоваться, помимо прочего, затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом, материал диска - нержавеющая сталь AISI 316 или аналог, химический состав стали которых должен соответствоватьзначениям, установленным в таблице.
Нержавеющие стали предусмотрены ГОСТом 5632-72 "стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные".
Из анализа указанного ГОСТа и таблицы со значениями химического состава диска из стали нержавеющей следует, что требования к составу стали нержавеющей установлены Заказчиком в соответствии с соответствующим ГОСТом.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что одним из правил, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки является использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, требования к химическому составу стали нержавеющей в разделе "затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом" Технического задания не противоречат требованиям ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку необходимы для определения соответствия указанных товаров установленным Заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП"на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Аланияпри осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001298).
2. Признать в действияхгосударственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд нарушениеп.8 ст.42, ч.5 ст.63, п.8 ч.1 ст.64, п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на итоги проведения Аукциона, Управлению Республики Северная Осетия -Алания по проведению закупок для государственных нужд предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА411-10/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лицМинистерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания иУправления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 7 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения о приостановлении определения поставщика, контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 октября 2015 г. N А411-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2015