Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 октября 2015 г. N А414-10/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Независимая специализированная организация" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ Республики Северная Осетия-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001298) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06 октября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Независимая специализированная организация" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В нарушении пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании в части "Требования к применяемым материалам" установил необъективные и излишние требования к химическому составу товаров и материалов из которых изготовлен товар, по таким товарам как:
- поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг-1,9 кг (ГОСТ 7505);
- ацетилен газообразный технический ГОСТ 5457;
- песок природный для строительных работ средний;
- затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом.
По мнению Заявителя, данные требования к химическому составу являются необъективными и излишними, так как участник не обладает и не может обладать информацией какой химический состав у материала из которого сделан товар.
По мнению Заявителя в Техническом задании установлены противоречивые и нестандартные требования:
- Известь строительная негашеная хлорная, ГОСТ 169285. Однако такого государственного стандарта не существует.
- Труба ПЭ 80 SDR 11, наружный диаметр 32 мм, 90 мм, 110 мм, 125мм, 160 мм, 225 мм, 315 мм. Однако, в данном случае может труба быть ПЭ-80 или ПЭ-100. То есть, по мнению Заявителя, Заказчик установил противоречивые сведения относительно того, какая именно труба ему требуется. Данное обстоятельство вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет подготовить заявку.
Заказчиком в проекте контракта указано следующее:
"6.1. Датой начала работ по Контракту считается 3 (третий) день после выполнения Сторонами следующих обязательств:
- подписания настоящего контракта;
* перечисления Государственным заказчиком аванса, предусмотренного п.3.3. настоящего Контракта;
* передачи Подрядчику необходимой разрешительной документации на право производства Работ;
- передачи проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу Указанное количество дней будет считаться от обязательства, выполненного последним".
То есть дата начала работ зависит от событий, которые могут и не наступить. В разделе IV Контракта указано, что Государственный заказчик обязан:
"4.1.6. До начала выполнения работ передать Подрядчику 1 (один) экземпляр утвержденной и согласованной проектной документации на бумажном и электронном носителе по акту приема-передачи.
4.1.7. До начала Работ передать Подрядчику утвержденную сметную документацию, разрешения на строительство.
4.1.8. Получить разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию".
По мнению Заявителя в данных пунктах отсутствуют сроки, когда Заказчик должен получить разрешение на строительство и передать Подрядчику проектно-сметную документацию.
В своей объяснительной по существу жалобы представитель Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) указал, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления
Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики
Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 Управление, как уполномоченный орган, получил заявку от государственного заказчика Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания на проведение электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации.
На основании указанной заявки, Управлением РСО-Алания была разработана и размещены на официальном сайте извещение N0310200000315001298 и Аукционная документация.
С доводами жалобы не согласны в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009г. N365 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 19 марта 2007г. N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
Государственным заказчиком была подана заявка на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации, с использованием строительных материалов.
В данном случае в рамках формирования заказа Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания руководствовалось существующей потребностью; в документации заказчиком указаны несколько видов технических условий, в соответствии с которыми различные производители изготавливают заявленные материалы и товары, и предложение участниками закупки материалов и товаров, произведенных в соответствии с любым из перечисленных ТУ, соответствовало бы Техническому заданию.
Заявитель не доказал, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к ограничению количества участников аукциона; отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Отражение в Техническом задании Аукционной документации названий спорных материалов позволило наиболее точно описать требования к используемым материалам и не привело к ограничению количества участников закупки с учетом указания в документации на возможность предложения эквивалентных материалов.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничения по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
В своей объяснительной по существу жалобы представитель Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания пояснил, что на основании заявки Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, Управлением РСО-Алания были размещены на официальном сайте извещение N0310200000315001298 о проведении Аукциона и Аукционная документация.
1) При описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные ст. 33 Закона о контрактной системе. Однако данной нормой детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару. При этом согласно ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установление требований к химическому составу стали не может ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ГОСТом 7505-89 различается несколько групп стали, в зависимости от массовой доли содержащихся в них химических элементов. Поэтому установление требований к химическому составу стали необходимо в целях конкретизации марки используемой стали в соответствии с ГОСТом, не требует проведения испытаний готовой продукции и следовательно является правомерным.
Также в ТЗ требований к химическому составу песка природного для строительных работ, стали для затворов дисковых поворотных из нержавеющей стали с ручным приводом и ацетилена, как обозначено в жалобе, не содержится.
2) ГОСТ 1692-85 "Известь строительная негашеная хлорная" существует и является действующим.
Предъявляя требования к трубе Заказчик предоставляет участнику закупки возможность выбора трубы ПЭ 80 SDR 11 или аналога ПЭ 100 SDR 11, характеристики которых указаны в ГОСТ 18599-2001.
3) В п. 1.3 проекта контракта указаны сроки выполнения работ: начало - с даты подписания контакта, окончание - 10 месяцев с даты подписания контракта.
При этом получение разрешения на строительство и иной разрешительной документации является обязанностью Заказчика. Указанные документы должны быть получены Заказчиком к моменту заключения государственного контракта и в соответствии с разделом 4 проекта контракта переданы подрядчику.
В соответствии с изложенным, необходимости в определении сроков получения Заказчиком разрешения на строительство в проекте контракта не имеется, а также начальный и конечный сроки выполнения работ определены.
Таким образом, считает жалобу Заявителя не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 17 сентября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением РСО-Алания было размещено извещение N0310200000315001298 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта : "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации с использованием строительных материалов (далее - Аукцион) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 15.09.2015 года уполномоченным специалистом Управления РСО-Алания (далее - Аукционная документация) на основании заявки государственного заказчика - Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием Аукционной документации установлено, что работы должны быть выполнены с учетом требований СНиП и ГОСТов.
Из Технического задания Аукционной документации следует, что при выполнении работ должны использоваться, помимо прочего, паковки из квадратных заготовок, массой 1,8 кг. - 1,9 кг., соответствующие ГОСТу 7505, а также затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом, материал диска - нержавеющая сталь, химический состав стали которого должен соответствовать значениям, установленным в таблице.
Требования к нержавеющей стали установлены ГОСТом 5632-72 "Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные".
Из анализа указанного ГОСТа и таблицы со значениями химического состава стали нержавеющей следует, что требования к составу стали нержавеющей установлены Заказчиком в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что одним из правил, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки является использование, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, требования к химическому составу стали нержавеющей в разделе "затворы дисковые поворотные из нержавеющей стали с ручным приводом" и паковки из квадратных заготовок Технического задания не противоречат требованиям ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку необходимы для определения соответствия указанных товаров установленным Заказчиком требованиям.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе выполнения работ необходимо использовать известь строительную негашеную хлорную, которая отвечает требованиям ГОСТа 1692-85 "Известь строительная негашеная хлорная". При этом, ГОСТ 1692-85 "Известь строительная негашеная хлорная" не отменен и является действующим.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе выполнения работ необходимо использовать трубы ПЭ 80 SDR 11 с наружным диаметром 32 мм, 90 мм, 110 мм, 125мм, 160 мм, 225 мм и 315 мм, что соответствует требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 64, частью 5 статьи 63 и пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать срок завершения работ.
Согласно пункту 1.3 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, сроки выполнения работ: начало - с даты подписания контакта, окончание - 10 месяцев с даты подписания контракта.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, а подписание контракта не является таким событием.
То есть, Аукционная документация не содержит срока выполнения работ и не соответствует требованиям части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст.7.30. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Независимая специализированная организация" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция водопроводных сетей населенных пунктов Дигорского района, РСО-Алания", согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001298).
2. Признать Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания нарушившим требования части 1 статьи 64, части 5 статьи 63 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на итоги проведения Аукциона, Управлению РСО- Алания по проведению закупок для государственных нужд и Министерству строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4.Передать материалы дела NА414-10/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания и Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 7 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения о приостановлении определения поставщика, контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 октября 2015 г. N А414-10/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015