Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2015 г. N А354-09/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия государственного заказчика - Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта (далее - Минспорта РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство конно-спортивного манежа Республиканской конно-спортивной школы РСО-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001081) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14 сентября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Аукционную документацию, в нарушение п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, не включено обязательное требование о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
Так же Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд". Перечень категорий товаров, для которых устанавливаются требования энергетической эффективности, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик обязан в документации о закупке прописать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. В документации заказчика данная информация отсутствует.
Аукционная документация устанавливает противоречивые требования к участникам так как, в проекте контракта предполагается возможность заключения контракта с физическим лицом, поскольку пункт 3.2 гласит: "В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта", в то время как пункт 22 Информационной карты содержит требование о наличии у участника Свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданное саморегулируемой организацией. Это свидетельство не может выдаваться физическим лицам, поскольку членами СРО могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения! исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В проекте контракта Заказчика не указана вышеназванная информация и таким образом Участнику не ясно, в течение какого срока Заказчик вернет обеспечение исполнения контракта, что по мнению Заявителя нарушает ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
В разделе "Наименование и характеристики материалов" есть пункт 173 "лампы накаливания свыше 100 Вт".
Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. В настоящее время лампы с такими характеристиками не выпускаются. Требование заказчика носит неправомерный характер, поскольку речь идет о запрещенном для оборота товаре (запрет устанавливается вышеуказанным законом).
В разделе "Наименование и характеристики материалов" в пункте 193 "громкоговоритель "Микрон"" установлено требование к товарному знаку "Микрон". При этом не сделана необходимая в таких случаях оговорка об эквивалентности.
В разделе "Наименование и характеристики материалов" в пунктах 217 и 227 не указаны единицы измерения диаметра товаров.
Объяснений по существу жалобы Заявителя Минспорта РСО-Алания и Управление Республики Северная Осети - Алания по проведению закупок для государственных нужд не представили.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 31 июля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N0310200000315001081 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство конно-спортивного манежа Республиканской конно-спортивной школы РСО-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 30 июля 2015 года уполномоченным специалистом Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Аукционная документация) на основании заявки на проведение закупки Минспорта РСО-Алания.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Данная норма была введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 227-ФЗ) и согласно ч.1 ст.2 227-ФЗ вступила в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть 13.08.2015 года.
Извещение о проведении Аукциона было опубликовано 31 июля 2015 года, то есть до вступления в силу 227-ФЗ.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционная документация не соответствует требованиям п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются несколько разделов, в том числе раздел "Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
При этом, требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) устанавливаются в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N1221.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация, являющаяся частью документации об Аукционе, размещена на Официальном сайте не в полном объеме, а именно отсутствует раздел "Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Размещение на официальном сайте проектно-сметной документации, в которой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны не в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия должностных лиц Управления РСО-Алания и Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте информации, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из проектно-сметной документации следует, что работы являющиеся предметом Аукциона включают в себя виды работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". (далее - Перечень)
Пунктом 22 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участник Аукциона должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданным саморегулируемой организацией.
Согласно п.2 ч.6.2. Аукционной документации, вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, помимо прочего, свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданное саморегулируемой организацией.
При этом, в п.3.2. проекта контракта указано, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Однако, условие, указанное в пункте 3.2 проекта контракта не является требованием к участникам аукциона, которое противоречит пункту 22 Информационной карты Аукционной документации, поскольку содержит лишь обязанность заказчика снизить сумму, подлежащую уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, которая предусмотрена частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5.Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из п.3.4. ч.3 проекта контракта следует, что Заказчик в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки выполненных работ возвращает подрядчику сумму обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется подрядчиком).
То есть, Аукционная документация соответствует ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
6.Согласно ч.8 ст.10 главы 3 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Однако, в нарушение ч.8 ст.10 главы 3 Закона об энергосбережении, в п.173 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации Заказчик указал, что в ходе выполнения работ необходимо использовать лампы накаливания свыше 100 Вт.
То есть, Аукционная документация противоречит ч.8 ст.10 главы 3 Закона об энергосбережении.
7. Из п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 193 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации установлено, что при выполнении работ, помимо прочего, необходимо установить громкоговоритель "Микрон", а пунктом 181 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации установлено, что при выполнении работ, помимо прочего, необходимо установить оповещатель звуковой "Свирель-2".
Таким образом, Заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установил в п.193 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации указание на фирменное наименование, а в п.181 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации указание на товарный знак, в то время как имеется иной способ описания характеристик объекта закупки.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившееся во включении в описание объекта закупки указаний в отношении товарных знаков и фирменных наименований, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30. КоАП РФ.
8.Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако, в нарушение ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в п.217 Перечня наименований и характеристик материалов Аукционной документации Заказчик указал, что при выполнении работ необходимо установить" задвижки параллельные фланцевые с выдвижным шпинделем, для воды и пара давлением 1 Мпа (10кгс/см2) БР диаметром 50", а в п.227 - "фланцы стальные из стали ВСт3сп3 давлением 0,6 Мпа (6) диаметром 80", не указав при этом единицы измерения диаметра указанных товаров.
Действия должностного лица Минспорта РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4. ст.7.30. КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия государственного заказчика - Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство конно-спортивного манежа Республиканской конно-спортивной школы РСО-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001081).
2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта при проведении электронного аукциона N0310200000315001081 на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство конно-спортивного манежа Республиканской конно-спортивной школы РСО-Алания", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации нарушения п.1 и п.11 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА354-09/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 7 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения о приостановлении определения поставщика, контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2015 г. N А354-09/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2015