Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 сентября 2015 г. N 05-05-06/104-15
Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.09.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Хомушку Е.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Алдын-Херел Ч.К. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства":
- "_.", действующий на основании доверенности от 02.09.2015 года N 92,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "ДСУ-7",
рассмотрев жалобу (вх. N 4146 от 27.08.2015 года) ООО "ДСУ-7" ("_.") на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0312100005615000061 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "ДСУ-7" его законные права и интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика:
- аукционной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки участника закупки ООО "ДСУ-7" требованиям аукционной документации;
- аукционная документация не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводом жалобы о неправомерности принятия решения о несоответствии заявки участника закупки ООО "ДСУ-7" требованиям аукционной документации и пояснил, что учредитель и генеральный директор ООО "ДСУ-7" включен в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем, аукционной комиссией принято такое решение. Также, представитель государственного заказчика согласился с доводом жалобы о несоответствии аукционной документации постановлению Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года и пояснил, что при разработке аукционной документации ответственным исполнителем допущено упущение.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312100005615000061 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.07.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100005615000061 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край, начальная (максимальная) цена контракта - 82 023 670 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край утверждена приказом Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" от 15.07.2015 года N 29.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0312100005615000061 от 11.08.2015 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, которые аукционной комиссией допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протокола проведения электронного аукциона N 0312100005615000061 от 14.08.2015 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 2 в размере 58 031 746,53 рублей, участником закупки N 1 - 58 441 864,88 рублей.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N 0312100005615000061 от 18.08.2015 года заявка участника закупки N 1 (ООО "Восток") признана аукционной комиссией соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Заявка участника закупки N 2 (ООО "ДСУ-7") признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно единственный учредитель и генеральный директор ООО "ДСУ-7" "_." (ИНН: "_.") включен в реестр недобросовестных поставщиков с 19.11.2014 года по 19.11.2016 года.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0312100005615000061 установлено требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Аналогичное требование также установлено в пунктах 1.2, 2.1 аукционной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (пункт 1);
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Таким образом, в реестр недобросовестных поставщиков включается также информация о наименовании, фамилии, имени, отчества (при наличии), идентификационного номера налогоплательщика физического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Таким образом, учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть физические лица, юридические лица, а также иностранные граждане и организации. Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть совершеннолетние граждане, не ограниченные в дееспособности.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На основании изложенных норм следует, что в случае если информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки - юридического лица, находится в реестре недобросовестных поставщиков, и заказчиком установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации, заказчик признает такую заявку не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Указанные ограничения направлены на защиту государственного или муниципального заказчика от возможных недобросовестных действий, в том числе со стороны учредителей участника закупки - юридического лица.
При этом, исходя из положений Закона о контрактной системе следует, что в случае если физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель) включено в реестр недобросовестных поставщиков, то в последующем данное физическое лицо являясь учредителем и(или) лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица не может участвовать в закупках от имени такого юридического лица, так как основной целью реестра недобросовестных поставщиков является предотвращение (недопущение) дальнейшего участия в закупках лиц, включенных в указанный реестр.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что учредитель и генеральный директор ООО "ДСУ-7" "_.", имеющий идентификационный номер налогоплательщика - "_.", включен в реестр недобросовестных поставщиков 19.11.2014 года (три записи) Тывинским УФАС России, в связи с уклонениями от заключения государственных контрактов по итогам электронных аукционов N 0312100005614000061, N 0312100005614000067, N 0312100005614000058.
Согласно приложенных документов в составе второй части заявки участника закупки ООО "ДСУ-7" единственным учредителем и генеральным директором ООО "ДСУ-7" является "_.", имеющий идентификационный номер налогоплательщика - "_." (Приказ ООО "ДСУ-7" от 01.09.2012 года N 1, Выписка из ЕГРЮЛ на ООО "ДСУ-7" от 03.03.2015 года, Решение ООО "ДСУ-7" от 07.08.2015 года N 2, Общие сведения об участнике закупки).
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что решение аукционной комиссии о признании заявки участника закупки N 2 (ООО "ДСУ-7") несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, отраженного в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0312100005615000061 от 18.08.2015 года является правомерным. Следовательно, довод ООО "ДСУ-7" о неправомерном принятии аукционной комиссией решения о несоответствии заявки участника закупки ООО "ДСУ-7" требованиям аукционной документации не нашел своего подтверждения.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба ООО "ДСУ-7" также содержит доводы о несоответствии положений аукционной документации электронного аукциона N 0312100005615000061 требованиям законодательства о контрактной системе. Указанная жалоба ООО "ДСУ-7" поступила в адрес Тывинского УФАС России 27.08.2015 года, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0312100005615000061 согласно извещения о проведении электронного аукциона - 10.08.2015 09 часов 00 минут.
В соответствии с пунктом 3.38 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения довода жалобы ООО "ДСУ-7" о несоответствии положения аукционной документации электронного аукциона N 0312100005615000061 требованиям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 2 приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 установлено, что при закупке работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчик обязан установить требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0312100005615000061 предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край с начальной (максимальной) ценой контракта - 82 023 670 рублей, код по ОКДП 45.23.11.190 "Работы общестроительные по ремонту оснований покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог". Соответственно аукционная документация электронного аукциона N 0312100005615000061 должна содержать дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России и не оспаривается представителем государственного заказчика аукционная документация на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск Абакан, Кызыл - граница с Монголией, участок км 590+000 - км 600+000, Красноярский край не содержит дополнительных требований, предусмотренных частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99, а именно требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Таким образом, государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены в аукционной документации электронного аукциона N 0312100005615000061 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСУ-7" на неправомерное признание несоответствующей требованиям аукционной документации заявки участника закупки ООО "ДСУ-7" необоснованной.
2. Рассмотрение жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ДСУ-7" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0312100005615000061 не проводить в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушение части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в аукционной документации электронного аукциона N 0312100005615000061 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
4. Выдать государственному заказчику, аукционной комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" и оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
Е.А. Хомушку
А.В. Саин
Ч.К. Алдын-Херел
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 сентября 2015 г. N 05-05-06/104-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015