Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 сентября 2015 г. N 235-К-2015
Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34, 11.04.2014 N109 в составе:
Котеева В.А. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля закупок и торгов
(член Комиссии);
Морозовой Е.А. - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
при участии представителей:
от заказчика АдминистрацииСиньяльского сельского поселения Чебоксарского района - Лебедева Юрия Александровича, по доверенности;
от общества с ограниченной ответственностью "Дорстрой" - Каштановой Людмилы Анатольевны, Самариной Ольги Олеговны, Петрова Кирилла Александровича, по доверенности;
от открытого акционерного общества "Чувашавтодор" - Евсеева Кирилла Леонидовича, по доверенности;
от общества с ограниченной ответственностью "Элитстрой" - Сидоровой Ирины Владиславовны, по доверенности;
рассмотрев жалобыООО "Дорстрой", ООО "Элитстрой" и ОАО "Чувашавтодор"о нарушении аукционной комиссией заказчика - администрациейСиньяльского сельского поселения Чебоксарского районаФедерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России обратилисьООО "Дорстрой", ООО "Элитстрой" и ОАО "Чувашавтодор" с жалобамина действия аукционной комиссией заказчика - администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "автомобильные дороги южной части д. Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики"(изв.N0115300010515000013).
Заявители в жалобах сообщают о необоснованном отказе в допуске участников N16 (ООО "Дорстрой"), N17 (ООО "Элитстрой"), N20 (ОАО "Чувашавтодор") к участию в аукционепо основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок, так как представленные в заявках участников N16,17,20 сведения, соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации. Считают, что заявленные Заказчиком единицы измерения к товарам, нормативные значения показателейв соответствии с которыми участники должны формировать свои заявки, установлены не в соответствии с действующими ГОСТами и не применяемыми на территории Российской Федерации, что привело к необоснованному отклонению и ограничению количества участников закупки.
На заседании Комиссии представители ООО "Дорстрой", ООО "Элитстрой" и ОАО "Чувашавтодор" поддержали поданные жалобы по изложенным в них доводам, просили провести внеплановую проверку осуществляемой Заказчиком закупи, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок ивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы по необоснованному отклонению участников N16,17,20 не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Согласно извещению N0115300010515000013Заказчиком, осуществляющим закупку, выступилаадминистрацияСиньяльского сельского поселения Чебоксарского района(далее - Заказчик).
Заказчиком26.08.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300010515000013о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "автомобильные дороги южной части д. Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики", с начальной (максимальной) ценой контракта 75164570,00руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 11.09.2015 поступило 7 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок участникам N16 (ООО "Дорстрой"), N17 (ООО "Элитстрой"), N20 (ОАО "Чувашавтодор") отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Отказ участникам N16 (ООО "Дорстрой"), N17 (ООО "Элитстрой"), N20 (ОАО "Чувашавтодор") в допуске к участию в аукционе основывается на не соответствии заявок требованиям п.п.б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 10.1 раздела 10 Информационной карты (т.к. пункты 1, 2, 5, 21, 27, 29, 32 заявки N16; пункты 2, 3, 14, 16, 32, 33 заявки N20; пункты 7, 16, 25, 28, 30, 32, 33 заявки N17 содержат недостоверные характеристики товара).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По смыслу частей 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется закупка. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе в электронной форме участника закупки и о при-знании участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
По правилам части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
б) согласиена выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Следовательно, первые части заявок на участие в электронном аукционе помимо согласия, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, должны содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией с указанием на наименование страны происхождения товара.
Требования к содержанию первой части заявки утверждены Заказчиком в пункте 10.1 раздела 10 Информационной карты аукционной документации.
Указываемый в документации Заказчиком товар, необходимый для использования при выполнении работ и его технические, качественные характеристики, установлены Заказчиком в отдельном документе "Форма 2", являющегося неотъемлемой частью настоящей документации. В данной форме предусмотрены 27 товарных позиций.
Позицией 1 Заказчиком предусмотрены краски масляные земляные марки МА-015 с условной вязкостью по вискозиметру типа В3-246 (или В3-4) при температуре (20,00,5) °С 80-160 с.
В соответствии с разъяснениями Заказчика, по данной позиции следует руководствоваться ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия".
Согласно ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" показатель "условной вязкостью по вискозиметру типа В3-246 (или В3-4) при температуре (20,00,5) °С 80-160 с." установленный аукционной документацией, стандартом не предусмотрен.
Из Инструкции по заполнению заявки следует, что в случае отсутствия сведений по характеристикам товара согласно нормативной документации участник должен указать "не нормируется". Указание ненормируемых характеристик и/или неиспользуемых характеристик для выбранного участником товара будет расценено как недостоверные сведения.
В представленной участником N16 (ООО "Дорстрой") заявке в позиции 1 "Краски масляные земляные марки МА-015" по показателю "условной вязкостью по вискозиметру типа В3-246 (или В3-4) при температуре (20,00,5) °С 80-160 с." указано не нормируется, что соответствует ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия".
Следовательно, аукционная комиссия отклонила заявку участника N16 (ООО "Дорстрой") по позиции 1 "Краски масляные земляные марки МА-015" необоснованно.
Аналогичное нарушение допущеноаукционной комиссии по отклонению участника N16по позиции 2 "Краска для наружных работ".
По позиции 2 "Краска для наружных работ" указан показатель степени перетира не более 90 мм.
Согласно заявке участника N20 (ОАО "Чувашавтодор") предложил показатель по степени перетира50 мм.
Согласно таблице 1 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" показатель краски марки 015 по степени перетира не должен быть более 50 мкм.
Таким образом, указание участником N20(ОАО "Чувашавтодор")в заявке величины измерения в ином метрическом системе, не соответствующей стандарту и не применяемой производителем, свидетельствует об обоснованности отклонения заявки участника N20от участия в аукционе.
Аналогичные нарушения, в связи с указанием несоответствующих нормативным документам величин измеренийпопредложеннымтоварам,сообщены в заявках участниками N20 по позициям 3, 14, 16 32, 33 заявки; N17 (ООО "Элитстрой") по позициям 7,16, 25, 28, 30,32, 33 заявки; N16 (ООО "Дорстрой") по позициям29, 32 заявки.
По позиции 5 Заказчиком заявлен бетон тяжелыйстехническими характеристиками, предусматривающими:содержание фракций в крупном заполнителе: от 5(3) до 10 мм. 10-40%, св.10до 20 мм.до 75%, св.20 до 40 мм. 20-65% или отсутствует, св. 40 до 80 мм. 35-55 или отсутствует.
Участник N16 (ОАО "Дорстрой") в своей заявке предложил следующие характеристики бетона тяжелого: содержание фракций в крупном заполнителе от 5(3) до 10 мм. 15%, св.10до 20 мм.16%, св.20 до 40 мм. 21%, св. 40 до 80 мм. 48%.
Комиссией установлено, что представленные в заявке участника N16 (ОАО "Дорстрой") технические характеристики к бетону тяжелому соответствуют заявленным Заказчиком требованиям, что также свидетельствует о необоснованном отклонении заявки ОАО "Дорстрой" от участия в аукционе.
Аналогичное нарушение аукционной комиссии допущено по отклонению участника N16 от участия в аукционе по позиции 21 и 27.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно Инструкции по заполнению заявки показатели, характеризующие параметры и свойства товаров, предлагаемых участниками закупки, должны соответствовать требованиям ГОСТов и иной нормативной документации, указанной заказчиком в аукционной документации.
Вместе с тем, в документации, на требуемыетовары, необходимые для использования при выполнении работ, обозначения нормативного документа в соответствии с которым должен изготавливаться товар и идентифицироваться товар,не указывается.
Идентификация товара представляет собой деятельность по установлению соответствия определенных товаров требованиям нормативных, технических документов и информации о товаре.
Таким образом, утвержденная Заказчиком аукционная документация не отвечает требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Изучив установленные аукционной документацией требования по позиции 4 "Бетон тяжелый" Комиссия отмечает, что указание на содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, % объема, массы: магнетит не более 10%, гидроксиды железа не более 10%, апатита не более 10%, нефелина не более 10%, фосфорита не более 10%, угля не более 1% является излишним, поскольку эти требования установлены к сырьевому составу используемому изготовителем и относятся к требованиям по безопасности, а не к требованиям по качеству.
Установленное Заказчиком требование необъективного характера путем излишней детализации описания объекта не отвечает требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению участников количества закупки.
Аналогичные требования,не относящиесяк качественным характеристикам товара, установлены Заказчиком по позициям 5, 6, 9, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 26, 28, 31.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком в аукционной документации требования по позициям 4,5, 6, 9, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 26, 28, 31Формы 2 аукционной документации нарушают запрет по включению в документацию о закупке требований в отношении других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнение работ, оказания услуг (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, указанные Заказчиком величины измерений по позициям 1, 2, 3, 14, 16, 28, 30, 32, 33 в Форме 2 аукционной документации в иной метрическойсистеме измерения, не соответствующей нормативному документу, нарушает требования пункта 2части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Наряду с этим, согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения первых частей заявок должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
С учетом установленных обстоятельств, указанное в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 11.09.2015 основаниеотклонения заявки ООО "Дорстрой" по позициям1, 2, 5, 21, 27,Комиссия признает необоснованнымине соответствующим требованиям пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобыОАО "Чувашавтодор" и ООО "Элитстрой"необоснованными, а жалобу ООО "Дорстрой" обоснованной в части и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорстрой"обоснованной в части.
2. Признать жалобу ООО "Элитстрой" необоснованной.
3. Признать жалобу ОАО "Чувашавтодор" необоснованной.
3. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика - администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона(изв.N0115300010515000013).
5. Признать в действиях заказчика - администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района нарушение статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона (изв.N 0115300010515000013).
4. Выдать заказчику - администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района предписание об устранении нарушения статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона (изв.N 0115300010515000013).
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Л.А. Железина
Е.А. Морозова
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 сентября 2015 г. N 235-К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2015