Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 сентября 2015 г. N 06-642/15т
изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", заявитель, Общество): Мазур Т.В. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Управтодор РС (Я)): Кузьмин А.А., Ховрова Е.Е. (представители по доверенности),
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия, Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию водоотводных лотков на автомобильной дороге "Умнас", проходящей через г. Олекминск в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). Работы, выполняемые по индивидуальному заданию (извещение N 0116200007915006300), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
31 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию водоотводных лотков на автомобильной дороге "Умнас", проходящей через г.Олекминск в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). Работы, выполняемые по индивидуальному заданию) (извещение N 0116200007915006300).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 07 сентября 2015 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, представитель ООО "Меркурий" жалобу поддержала в полном объеме и пояснила следующее.
По итогам подведения результатов проведения электронного аукциона ООО "Меркурий" признано победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта 2 189 324, 86 руб.
Между тем, при процедуре заключения государственного контракта, заказчик в нарушение ст. 34, ст. 70 Закона о контрактной системе указал стоимость выполнения работ 2 189 324, 86 руб. в том числе НДС 333 964, 81 руб., тем самым снизив цену контракта на сумму НДС.
Считает, что снижение стоимости цены контракта неправомерным, поскольку цена контракта является твердой. Указывает, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения (далее - УСН).
Также указывает, что 24 и 26 августа 2015 года ООО "Меркурий" были направлены заказчику протоколы разногласий с просьбой изложить текст п. 3.1 проекта контракта, Приложения N 2 указать без выделения суммы НДС из суммы контракта.
На что от заказчика были получены ответы с указанием, того, что согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победителем закупки направляется протоколы разногласий только, если проект контракта не соответствует извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе.
Между тем, проект контракта направленный заказчиком не соответствует заявке участника закупки, а именно его ценовому предложению, согласно ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику соответствующее предписание.
Представители заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог в РС (Я)" по жалобе ООО "Меркурий" пояснили следующее.
В соответствии с положениями аукционной документации проект контракта заключается с выделением суммы НДС.
Указывает, что заказчиком снижение цены контракта на сумму НДС обосновано тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Между тем, направленный проект контракта победителю соответствует извещению, документации и заявке участника закупки. Общество в протоколе разногласий не указало какие положения проекта контракта не соответствуют вышеуказанным документам.
Заказчиком не приняты замечания, изложенные участником в протоколе разногласий, проект контракта направлен без изменений.
Кроме того, Счетной палатой РС (Я) была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки было указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом НДС, следовательно, победители закупок, применяющие УСН, получают дополнительный доход в виде сумм НДС в цене государственного контракта (Акт Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 27.09.2013 года N 04-19/32).
На основании вышеизложенного, в срок, регламентированный Законом был направлен проект контракта с указанием цены, предложенной победителем и с выделением размера НДС.
Также отмечает, что если участником закупки подана заявка на участие в электронном аукционе, следовательно, участнику были понятны условия проведения закупки, в том числе и положения проекта контракта о включении в сумму контракта размера НДС.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель Госкомзакупок РС (Я) отметил, что обжалуются действия заказчика, отмечает, что процедура определения поставщика (исполнителя, подрядчика) проведена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
21 июля 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" размещено извещение N 011620007915006300 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию водоотводных лотков на автомобильной дороге "Умнас", проходящей через г. Олекминск в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). Работы, выполняемые по индивидуальному заданию, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 575 676,27 руб.
05 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915006300-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили 2 (две) заявки от участников закупки NN 1, 2. Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
10 августа 2015 года состоялся электронный аукцион. Предложения участников выглядят следующим образом.
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
10-08-2015 11:42:23 [GMT +9] |
2 189 324.86 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N2 |
10-08-2015 11:42:08 [GMT +9] |
2 202 203.24 |
RUR |
Заявка N2 |
12 августа 2015 года проведена процедура подведения итогов, о чем составлен протокол N 011620007915006300-2.
Согласно указанному протоколу, аукционная комиссия приняла решение признать вторые части заявок участников закупки N 1, 2 соответствующими требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Меркурий" признала обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует снижение цены контракта на сумму НДС (18 %). Указывает, что Общество находится на упрощенной системе налогообложения.
Согласно протоколу N 0116200007915006300-3 от 12 августа 2015 года участник электронного аукциона ООО "Меркурий" признан победителем данной закупки.
При заключении контракта заказчик выделил из цены контракта 2 189 324, 86 руб. сумму НДС (18%) - 333 964, 81 руб.
Согласно чч. 4, 5 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, 24 и 26 августа 2015 года участником закупки ООО "Меркурий" направлены заказчику протоколы разногласий, где Общество указало на то, что в связи с применением упрощенной системы налогообложения ООО "Меркурий" не является плательщиком НДС, и просило из текста государственного контракта исключить выделение размера НДС.
25 и 28 августа 2015 года государственным заказчиком направлены Обществу, письма в которых отказывался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания ООО "Меркурий" и с предложением заключить контракт в изначальной редакции.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Материалами дела установлено, что заявка участника закупки ООО "Меркурий" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения. Данный факт представителями заказчика не оспаривается.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной его победителем.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Материалами дела установлено, что проект контракта на выполнение работ по содержанию водоотводных лотков на автомобильной дороге "Умнас", проходящей через г.Олекминск в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). Работы, выполняемые по индивидуальному заданию вышеуказанной оговорки не содержит. Представителями заказчика данный факт также не оспаривается.
Данный факт представителем заказчика не оспаривается.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вышеуказанная позиция отражена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2010 года по делу N А05-20849/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.07.2012 г. по делу N А38-4507/2011, постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 г. по делу N А53-17385/2011, в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 года по делу N А58-3712/2013.
При таких обстоятельствах, с учетом сложившейся судебной практики, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Меркурий" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию водоотводных лотков на автомобильной дороге "Умнас", проходящей через г. Олекминск в Олекминском районе Республики Саха (Якутия). Работы, выполняемые по индивидуальному заданию (извещение N 0116200007915006300) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 сентября 2015 г. N 06-642/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2015