Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 г. N 06-659/15т
изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - вр.и.о. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "РусИнвестТорг" (далее также - ООО "РусИнвестТорг", заявитель): Володин О.Н., Лукиных О.В. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии, заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее также - ФГБУ "Якутское УГМС", заказчик, аукционная комиссия): Смирнова О.З., Мурашко Л.И. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "РусИнвестТорг" на действия аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении электронного аукциона на расходные материалы для радиозондирования атмосферы (извещение N 0316100010515000025), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
03 сентября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "РусИнвестТорг" на действия аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении электронного аукциона на расходные материалы для радиозондирования атмосферы (извещение N 0316100010515000025).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 10 сентября 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя были оглашены следующие доводы жалобы.
Аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку ООО "РусИнвестТорг" в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе предложило к поставке товары с лучшими характеристиками по сравнению с установленными в аукционной документации, кроме того, предлагаемые радиозонды рекомендованы к эксплуатации на аэрологических станциях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Вышеуказанные доводы подтверждают копиями акта по результатам испытаний радиозондов И-2012 от 24.10.2014 года, утвержденного Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральная аэрологическая обсерватория", свидетельства об утверждении типа средства измерении, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии RU.C.28.005.A N 49621, списка поправок к наставлению по кодам.
Просят выдать соответствующее предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представители аукционной комиссии с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Описание объекта закупки было составлено в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Характеристики товара в аукционной документации приведены заказчиком в соответствии с возможностями имеющегося в учреждении, в том числе и на труднодоступных станциях, оборудования для проведения радиозондирования (радиолокационных наземных станций слежения), которое предоставлено заказчику Росгидрометом.
Прилагают копию руководящего документа "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 4, часть III", разработанного Научно-техническим центром радиозондирования Центральной аэрологической обсерватории, типового технического задания к конкурсной документации на поставку расходных аэрологических материалов.
В своей заявке участник предлагает к поставке радиозонды И-2012 с расширенными диапазонами изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в температурном канале от 1562 до 58821 МКС и в канале влажности от 1520 до 2570 МКС, что не соответствует техническим возможностям, и, соответственно, требованиям технического задания заказчика (диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в температурном канале от 1560 до 58830 МКС и в канале влажности от 1562 до 2564 МКС).
В техническом задании указан строгий диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в температурном канале и в канале влажности, необходимый для обеспечения совместимости поставляемых радиозондов с имеющимся на аэрологических станциях приемным оборудованием (наземными станциями слежения) и их программным обеспечением. Поставка продукции, несовместимой с имеющимся на аэрологических станциях оборудованием расходных аэрологических материалов может привести к срыву бесперебойного двухразового радиозондирования атмосферы, проводимого заказчиком во исполнение постановления Правительства РФ.
Согласно информации из Государственного реестра средств измерений РФ в настоящее время зарегистрированы как минимум три типа радиозондов, полностью соответствующих техническим требованиям заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта была сформирована исходя из 3 коммерческих предложений от различных поставщиков, при этом в тексте запроса коммерческого предложения представлены те же характеристики, что и в аукционной документации.
Таким образом, у заявителя, который к тому же не является производителем радиозондов, была возможность предложить к поставке товар, полностью удовлетворяющий требованиям документации о закупке. В материалы дела заявителем не представлена информация, подтверждающая, что ООО "РусИнвестТорг" лишено права приобрести товар у других производителей продукции.
На участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки, причём в поданных заявках к поставке предлагается продукция различных производителей. Две заявки допущены к участию в электронном аукционе, одна заявка (OOO "PycИнвестTopг") отклонена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
04 августа 2015 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0316100010515000025 на расходные материалы для радиозондирования атмосферы и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 938 040 рублей 00 копеек.
25 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100010515000025-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 (ООО "РусИнвестТорг").
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе 3 (ООО "РусИнвестТорг").
28 августа 2015 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316100010515000025-2.
Поступившие от участников закупки предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
28-08-2015 12:11:25 [GMT +9] |
14 203 098.00 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N2 |
28-08-2015 12:11:07 [GMT +9] |
15 000 000.00 |
RUR |
Заявка N2 |
31 августа 2015 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0316100010515000025-3.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2 соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "РусИнвестТорг" необоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0316100010515000025-1 от 25 августа 2015 года участнику закупки с порядковым номером заявки 3 (ООО "РусИнвестТорг") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "<_> Участник в своей заявке указал:
1) По позиции N 1 (Радиозонды частотой 1782 МГц в комплекте с батареями)
- Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале 16002МКС, в температурном канале от 1560 до 58830 МКС, в канале влажности от 1562 до 2579 МКС
2) по позиции N 2 (Радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями)
- Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале 1600_2МКС, в температурном канале 1560-58830 МКС в канале влажности от 1520 до 2570 МКС.
Таким образом, по позиции N 1 и N 2 участник предложил радиозонды с диапазонами изменения периода следования импульсов в температурном канале и канале влажности, выходящими за пределы диапазонов установленных Заказчиком в требованиях к техническим характеристикам товара в документации об аукционе".
Предметом данной закупки является поставка расходных материалов для радиозондирования атмосферы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела установлено, что в части II "Техническая часть" аукционной документации приведена таблица N1 "Спецификация", где установлены требования к поставляемому товару, в том числе:
1 |
Радиозонды частотой 1782 МГц в комплекте с батареями. - Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале от 1449 до 1785 МКС, в температурном канале от 1562 до 58821 МКС . в канале влажности от 1562 до 2564 МКС |
2 |
Радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями. - Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале от 1449 до 1785 МКС, в температурном канале от 1562 до 58821 МКС . в канале влажности от 1562 до 2564 МКС |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из материалов дела установлено, что в части II "Техническая часть" аукционной документации приведены наименование (краткая характеристика) и количество поставляемого товара, в том числе следующее:
1) радиозонды частотой 1782 МГц в комплекте с батареями, в количестве 2040 шт., радиоблок с несущей частотой приемопередатчика 1782 + 8 МГц совместимый со станцией АВК-1;
2) радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями, в количестве 2670 шт., радиоблок с несущей частотой приемопередатчика 1680 + 8 МГц совместимый со станциями МАРЛ и ВЕКТОР.
Из пояснения представителей заказчика следует, что заказчиком исходя из объективной потребности установлены строго определенные границы значений показателей требуемых характеристик.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Кроме того, предметом закупки является поставка товаров, а не их производство. Следовательно, участниками закупки могут быть как поставщики, так и производители.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Поскольку в аукционной документации отсутствует указание на товарный знак, согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, участники закупки представляют сведения в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Из материалов дела установлено, что заявителем в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе было указано следующее:
1 |
Радиозонды частотой 1782 МГц в комплекте с батареями. Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале 1600 |
2 |
Радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями. Диапазон изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в опорном канале 1600 |
Между тем, в аукционной документации не содержится оговорок о возможности предложить к поставке товар с улучшенными показателями.
Таким образом, ООО "РусИнвестТорг" предложило к поставке радиозонды с более широким диапазоном изменения периода следования импульсов, вырабатываемых измерительным преобразователем в температурном канале и в канале влажности, чем требуется заказчиком.
Кроме того, из материалов дела установлено, что в части II "Техническая часть" аукционной документации установлено соответствующее требование к данной характеристике
2 |
Радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями. - Держатель и шнур (х/б лента, ширина 20 мм, длина не менее 20 м) для обвязки и подвешивания радиозонда. |
Между тем, заявителем также указано в первой части заявки на участие в электронном аукционе следующее:
2 |
Радиозонды частотой 1680 МГц в комплекте с батареями. - Держатель и шнур (х/б лента, ширина 20 мм, длина не менее 20 м) для обвязки и подвешивания радиозонда. |
Таким образом, ООО "РусИнвестТорг" указало неконкретное значение показателя
Таким образом, аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО "РусИнвестТорг".
Жалоба ООО "РусИнвестТорг" подлежит признанию необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 938 040 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из материалов дела следует, что в проекте контракта установлено требование к начислению штрафов в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Между тем, в проекте контракта отсутствует требование к начислению штрафов в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из материалов дела следует, что в проекте контракта установлено требование к начислению штрафов в случае ненадлежащего исполнения заказчиком поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Между тем, в проекте контракта отсутствует требование к начислению штрафов в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "РусИнвестТорг" на действия аукционной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении электронного аукциона на расходные материалы для радиозондирования атмосферы (извещение N 0316100010515000025) необоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" нарушившим часть 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлекло нарушения прав и законных интересов участников закупки, предписание об устранении допущенных нарушений заказчику не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 г. N 06-659/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2015