Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2015 г. N 06-624/15т
изготовлено в полном объеме 02 сентября2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д.-вр.и.о. начальника отдела контроля закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А.- старшегогосударственного инспектораотдела контроля закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Новые экологические технологии" (далее также - ООО "Новые экологические технологии"):Седенко Е.Г. (директор), Гайдуков С.А, (представитель по доверенности), Строева К.И. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения "Нерюнгринская центральная районная больница": надлежащим образом уведомлены, не явились;
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), конкурсная комиссия, уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобуОбщества с ограниченной ответственностью "Новые экологические технологии" (далее по тексту - ООО "Новые экологические технологии") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона наоказание услуг по вывозу и утилизации различных отходов (извещение N 0116200007915006575),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Новые экологические технологии" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации различных отходов (извещение N 0116200007915006575).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 августа 2015 года в 09 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Новые экологические технологии" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил, что ему было отказано в допуске к участию в электронном аукционепо причинеотсутствия в составе второй части заявки копии лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходовI-IV классов опасности.
Пунктом 3.1 Федерального закона от 29.12.2014г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее по тексту -Закон N 458-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с пунктом 3 Закона N 458-ФЗ, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Документация об электронном аукционе предусматривает такое требование кучастникам как предоставление лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-Vклассов опасности (требующий утилизации (обезвреживания) вид отходов должен быть включен в приложение к лицензии) на утилизацию рентгеновской пленки, ртуть содержащих ламп, термометров медицинским ртутных стеклянных. ООО "Новые экологические технологии" предоставило необходимую лицензию, в приложении которой указан такой разрешенный вид деятельностикак "обезвреживание" требуемых аукционной документацией видов отходов, что подтверждается сведениями с сайта электронной площадки.
Заказчиком в документации об электронном аукционе и в описании объекта закупки в качестве предмета контракта указана необходимость по оказанию услуги по вывозу и утилизации различных отходов, то есть деятельность, которая предусмотренным и действующим законодательством не требует лицензирования.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеустановлено, что не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, участник электронного аукциона ООО "Новые экологические технологии" соответствует требованиям документации электронного аукциона и является надлежащим участником.
Таким образом принятие аукционной комиссией N3 решения о несоответствии участника электронного аукциона - ООО "Новые экологические технологии" является незаконным и необоснованным, нарушает право ООО "Новые экологические технологии" на законное и объективное решение.
Представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии с жалобой ООО "Новые экологические технологии" не согласился и пояснил следующее:
В своей жалобе ООО "Новые экологические технологии" фактически обжалует положения документации об электронном аукционе в части установления требования о предоставления лицензиина деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходовI-IV классов опасности.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о несоответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации лицам, осуществляющим закупку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности подлежит лицензированию.
Согласно подпункту 4 пункта 5.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
В соответствии с этим, заказчиком в пункте 20 Информационной карты установлено требование о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности.
Согласно части 3 статьи 23 Закона N458-ФЗлицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно части 3.1 статьи 23 Закона N458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Заявка ООО "Новые экологические технологии" признана не соответствующей в связи с отсутствием лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности, при этом лицензия в части деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности ими представлена.
Согласно пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку ООО "Новые экологические технологии" на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением копии лицензии, предусмотренной пунктом 20 раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе.
Кроме того, в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Жалоба подана заявителем 21 августа 2015 года, когда как сроком окончания подачи заявок установлено 07 августа 2015 года, таким образом, заявителем пропущен срок подачи жалобы на положения документации.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
27июля 2015 года уполномоченным органомна официальном сайте zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки ОАО "ЕЭТП" былиразмещены извещение N 0116200007915006575о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации различных отходов, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 255 500рублей 00копеек.
10 августа2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915006575-4.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила1 (одна) заявка от ООО "Новые экологические технологии".
На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия приняла решение о признании заявки ООО "Новые экологические технологии" несоответствующей, в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 20 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе, а именно по причине отсутствия лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.
Комиссияпризнала жалобуООО "Новые экологические технологии" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционеN 0116200007915006575-4 от 10августа2015 года,вторая частьзаявкиучастника закупки ООО "Новые экологические технологии" признана несоответствующей требованиям аукционной документации в связи с отсутствием в ней копии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Материалами дела установлено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе ООО "Новые экологические технологии" представило лицензию, в соответствии с приложением к которой видом выполняемых работ, в составе лицензируемого вида деятельности является деятельность по обезвреживанию.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В пункте 20 раздела "Информационная карта" аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (требующий утилизации (обезвреживания) вид отходов должен быть включен в приложение к лицензии), а именно на утилизацию рентгеновской пленки, ртуть содержащих ламп, термометров медицинских ртутных стеклянных.
ООО "Новые экологические технологии" не представило лицензию указанную в аукционной документации.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно признала вторую часть заявки участника закупки ООО "Новые экологические технологии" несоответствующей требованиям аукционной документации.
В отношения довода жалобы ООО "Новые экологические технологии" в части обжалования положений аукционной документации Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению об электронном аукционе, окончательным сроком подачи заявок является 07августа2015 года. Жалоба ООО "Новые экологические технологии"подана в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)21 августа 2015 года, следовательно,ООО "Новые экологические технологии"нарушило сроки обжалования, предусмотренные статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Как установлено выше, в пункте 20 раздела "Информационная карта" аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (требующий утилизации (обезвреживания) вид отходов должен быть включен в приложение к лицензии), а именно на утилизацию рентгеновской пленки, ртуть содержащих ламп, термометров медицинских ртутных стеклянных.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации об аукционе должны содержаться требования к участникам такого аукциона, установленные в частях. 1 - 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В ходе рассмотрения дела, заявитель пояснил, что предметом контракта фактически являетсяобезвреживание отходов первого класса опасности. При утилизации рентгеновской пленки, ртутьсодержащих ламп, термометров медицинских ртутных и стеклянных хранение отходов не требуется, поскольку данный вид отходов требует немедленной утилизации. При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.Таким образом, по мнению заявителя, при осуществлении деятельности по утилизации рентгеновской пленки, ртутьсодержащих ламп, термометров медицинских ртутных и стеклянных достаточно иметь лицензию дающую право на обезвреживание отходов I-Vклассов опасности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года"О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 3.1. статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществлениедо 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Частью 3 статьи 23 Закона N458-ФЗ установлено, чтолицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом,в настоящее время Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности отсутствует.
Следовательно, получение лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов до утверждения соответствующего Положения невозможно.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64,часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части неправомерного требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявкикопии лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новые экологические технологии" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации различных отходов (извещение N 0116200007915006575)необоснованной.
2. Выдатьуполномоченному органу/заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Признать заказчикаГосударственное бюджетное учреждение "Нерюнгринская центральная районная больница"/уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупокнарушившими часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Мохначевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2015 г. N 06-624/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015