Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 октября 2015 г. N 06-705/15т
изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшегогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна "Сельстрой"(далее -ООО "ПМК "Сельстрой", Общество, заявитель):Охлопков Р.С. (по доверенности);
от заказчикаАдминистрации Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия)(далее также - Администрация МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я), заказчик): извещены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
рассмотревжалобуООО "ПМК "Сельстрой"на действия заказчикаАдминистрации МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 37 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома(извещение N 0116300038515000025),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
24 сентября2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "ПМК "Сельстрой" на действия заказчика Администрации МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 37 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038515000025).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 01октября 2015 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ПМК "Сельстрой" поддержал доводы жалобыв полном объеме.
08 сентября 2015 года заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 37 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Согласно Информационной карте об электронном аукционе к участникам закупки установлены следующие требования:
- I). Действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624):
1. Земляные работы
1.2 Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
2. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
2.1. Опалубочные работы
2.2. Арматурные работы
2.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
3. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
3.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
3.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
4. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
4.1. Антисептирование деревянных конструкций;
4.2. Гидроизоляция строительных конструкций;
4.3. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
5. Устройство наружных сетей водопровода:
5.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
5.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
5.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
5.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
6. Устройство наружных сетей канализации:
6.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
6.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
6.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
6.5 Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
6. Устройство наружных сетей теплоснабжения:
6.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия;
6.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения.
6.3. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
6.4. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
7. Устройство наружных электрических сетей и линий связи.
8. Монтажные работы.
9. Пусконаладочные работы.
- II). Наличие положительного заключения государственной экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным) (на основании письма Минстроя РС (Я));
- III) копию разрешения на строительство многоквартирного дома (требование установлено в соответствии со ст.3 Федерального закона N 214-ФЗ);
- IV) копию правоустанавливающего документа Застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома (требование установлено в соответствии со ст.3 Федерального закона N 214-ФЗ);
- V) копию проектной декларации со всеми внесенными в нее изменениями (если таковые изменения были внесены) (требование установлено в соответствии со ст.3 Федерального закона N 214-ФЗ). Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства в соответствии со ст. 19-21 Федерального закона N 214-ФЗ;
-VI) Информацию о проекте строительства, включающую в себя все внесенные в нее изменения в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 214-ФЗ:
(Статья 19. Проектная декларация, Статья 21. Информация о проекте строительства);
- VII) информацию о месте размещения проекта строительства.
Указывают, что требование о наличии положительного заключения государственной экспертизы является избыточным и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Согласно данным аукционной документации предметом аукциона является приобретение в муниципальную собственность37-ми жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Объектами долевого строительства являются жилые помещения (квартиры), в количестве 37-ми штук, общей площадью не менее 2332,64 кв.м. (с учетом лоджий, балконов) из которых:
- 12 однокомнатных квартир;
- 11 двухкомнатных квартир;
- 11 трехкомнатных квартир;
- 3 четырехкомнатные квартиры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить нарушение, повлекшее ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Как следует из пояснений, представленных Администрацией МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я), размещение закупки производилось в соответствии с Законом о контрактной системе. Требования предъявляемые к участнику размещения закупки о соответствии устанавливались на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В качестве одного из требований было установлено наличие положительного заключения государственной экспертизы. В соответствии с частью 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация всех объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе. На основании части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик (технический заказчик) самостоятельно определяет организацию по проведению государственной экспертизы, учитывая характеристики проектируемого объекта капитального строительства и руководствуясь критериями, установленными статьей 49 Кодекса (части 3.4, 4.1, 4.2, 4.8).
Размещение закупки производилось в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, в рамках реализации республиканской адресной программы "Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы". Источником финансирования являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и средств, предусмотренных в бюджете Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутии) на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно письма Минстроя от 14.05.2015г. N 04-22-1285 и заключенных дополнительных соглашений к Соглашениям по реализации этапа 2015г. договоры на приобретение жилых помещений заключаются с застройщиками/подрядчиками у которых имеется положительное заключение экспертизы.
Указывают, что в действиях Администрации МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, в части установления требований, ограничивающих количество участников закупки.Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 сентября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" размещены извещение N 0116300038515000025 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 37 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома и документация об электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 158 262 626 рублей 08 копеек.
25 сентября 2015 года состоялась процедура рассмотрения единственной заявки на участие вэлектронном аукционе, о чем составлен протокол N 01-ЭА.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (25.09.2015 г.) на участие в электронном аукционеподана 1 (одна) заявка от общества с ограниченной ответственностью "СахаМонтажСтрой". По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционеуказанная заявка признана не соответствующей требованиям установленным документацией об электронном аукционе, по следующему основанию: "в составе второй части заявки отсутствует положительное заключение государственной экспертизы (в соответствии с частью 3.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в проекте строительства имеются разночтения". В соответствии с частью 4 статьи 71, частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системеэлектронный аукцион признан не состоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобуООО "ПМК "Сельстрой"обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, в части установления заказчиком излишних требований о наличии положительного заключения государственной экспертизы.
Предметом закупки, согласно Извещению о проведении электронного аукциона является приобретение в муниципальную собственность 37-ми жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Частью II Извещения о проведении электронного аукциона установлено требование о наличии у участника закупки - застройщика положительного заключения государственной экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным) (на основании письма Минстроя РС (Я)).
Пунктом 4 Документации об электронном аукционе "Требования к содержанию и составу заявки" установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числеположительное заключение государственной экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным) (на основании письма Минстроя РС (Я)).
Объекты экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 указанной статьи, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1названной статьи.
Пункт 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещает проводить экспертизу в отношении, в частности, таких объектов капитального строительства, как многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
При этом, частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Между тем, в письме от 21 ноября 2014 г. N 265406-НА/06 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъясняет положения статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следующим образом: в соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Таким образом, данной нормой четко определены случаи, при которых проектная документация и результаты инженерных изысканий не подлежат экспертизе. Перечень этих случаев является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
По мнению Минстроя России положения части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерациине отменяют исключений, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если объект, финансируемый за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, по своим характеристикам подпадает под действие исключений, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация такого объекта и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой проектной документации, экспертизе не подлежат.
Как установлено материалами дела документация об электронном аукционе не содержит указания на конкретное количество этажей многоквартирного дома, на наличие или отсутствие блок-секций, а также их количество. Кроме этого, Документация об электронном аукционе не содержит требований к характеристикам многоквартирного дома, позволяющие однозначно установить необходимость проведения предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертизы.
Однако в Документации об электронном аукционе установлено обязательное требование о наличии у участника электронного аукциона положительного заключения названной экспертизы вне зависимости от количества возводимых этажей, что противоречит статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к участникам закупок определенычастями 1, 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании всего вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, жалоба ООО "ПМК "Сельстрой" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Передвижная механизированная колонна "Сельстрой" обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия)нарушившимчасть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутияпредписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 октября 2015 г. N 06-705/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2015