Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 сентября 2015 г. N 06-628/15т
изготовлено в полном объеме 02сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - врионачальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшегогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СахаМонтажСтрой"(далее -ООО "СахаМонтажСтрой",Общество, заявитель):Борисова А.Н., Винокурова М.И.(представители по доверенностям),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканский зоопарк "Орто-Дойдуим. В.Г. Алексеева(далее также - ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду", заказчик):Спиридонова Л.К. (представитель по доверенности),
отаукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее -аукционная комиссия, уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "СахаМонтажСтрой"на действия заказчика ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей(извещение N 0116200007915006886),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
25 августа2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "СахаМонтажСтрой"на действия заказчика ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей (извещение N 0116200007915006886).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 01сентября 2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как пояснили представителиООО "СахаМонтажСтрой", заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе (порядковый номер заявки 1).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок Обществу отказано на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием требованиям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе по позиции Трубы стальные ("марки").
В приложении 2 "Ведомость основных применяемых материалов" к части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее по тексту решения - Ведомость основных применяемых материалов)по позиции "Трубы стальные" установлены требования в следующем виде:Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс, наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 6 мм, количество 16 м.
Заявителем в заявке по вышеуказанным параметрам позиций ведомости выполняемых работ указаны конкретные показатели соответствующие аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной иприостановить размещение закупки на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей.
Как следует из пояснений представителя Госкомзакупок РС (Я), в своей жалобе участник закупки ООО "СахаМонтажСтрой" обжалует действия аукционной комиссии уполномоченного органа, выразившиеся в недопущении к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также документацией об электронном аукционе в пункте 1.2.3 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" установлены аналогичные требования.
В части 2 "Описание объекта закупки" заказчиком установлены требования к применяемым материалам, в частности указано, что трубы стальные, электросварные прямошовные со снятой фаской должны быть из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс, наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 6 мм.
То есть заявитель не выбрал марку стали из диапазона БСт2пс-БСт4пс. Также представленный им диапазон не содержит конкретные показатели используемой марки стали.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 ФЗ-44 участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, при рассмотрении заявки аукционная комиссия уполномоченного органа, руководствуясь положениями ст.ст. 66, 67 Закона N 44-ФЗ, требованиями документации об электронном аукционе, правомерно не допустила ООО "СахаМонтажСтрой" к участию в электронном аукционе.
Просит жалобу заявителя признать необоснованной.
Как следует из пояснений представителя заказчика,ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду" с жалобой не согласно, поддерживают позицию представителя уполномоченного органа.
Указывает, чтозаявителем по позиции "Трубы стальные" указаны трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали БСт2кп-БСт4кп. Между тем, в аукционной документации по данной позицииустановлена необходимость указаниястальных труб из стали марок, входящих в диапазоны БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс. Из этих двух диапазонов марок стали участник должен был выбрать марки стали, входящие в указанные диапазоны. Участник в нарушение положений аукционной документации выбрал целый диапазон марок стали БСт2кп-БСт4кп, не конкретизировав при этом какой именно марки стали трубы планируется использовать при благоустройстве и ремонте вольера для белых медведей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
05 августа 2015 годауполномоченным органомна сайте оператора электронной площадки ООО "Единая электронная торговая площадка" и на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruразмещены извещениеN0116200007915006886о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила1 945 920,00руб.
19 августа 2015 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие ваукционе в электронной форме, о чем составлен протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116200007915006886-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (17.08.2015 г.)на участие в электронном аукционеподаны 3 (три) заявкис соответствующими порядковыми номерами.
Решением аукционной комиссией к участию в электронном аукционе допущен участник закупки с порядковым номером3; отказано в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами 1 (ООО "СахаМонтажСтрой"), 2.
21 августа 2015 года проведено рассмотрение заявки единственного участника электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915006886-2. Ценовое предложение в заявке единственного участника аукциона выглядит следующим образом:
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Предложенная цена, в рублях |
3 |
Общество с ограниченной ответственностью "Капиталстрой" |
1 945 920 |
По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией было принято решение о признании электронного аукциона не состоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СахаМонтажСтрой"необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о неправомерномотказеОбществу в допуске к участию в электронном аукционе признан необоснованным, в силу следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116200007915006886-1 от 19 августа 2015 года участнику закупки ООО "СахаМонтажСтрой" отказано на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием требованиям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе по позиции Трубы стальные ("марки").
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела, заказчиком в ведомостиосновных применяемых материаловустановлены требования к товарам/материалам, используемые в ходе выполнения работ, в частности по позиции "Трубы стальные ("марки")":
Наименование материала |
Характеристика материала |
Единица измерения |
Количество |
Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс |
наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 6 мм, |
м |
16 |
Следовательно, в данном случае применяются положения подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционепри заключении контракта на выполнение работы для выполнения, которых используется товардолжна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установлено материалами дела, участник закупки ООО "СахаМонтажСтрой" по позиции "Трубы стальные ("марки")"указал следующие параметры:
Наименование материала |
Характеристика материала |
Единица измерения |
Количество |
Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп |
наружный диаметр 325 мм, толщина стенки 6 мм, |
м |
16 |
В ходе рассмотрения дела представитель аукционной комиссии и уполномоченного органапояснил, что по позиции "Трубы стальные" заказчику требуются трубы стальные из стали марок входящих в диапазонБСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс, где кп - кипящая сталь, а пс - полуспокойная сталь. Таким образом, при проведении работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей, заказчику требуются трубы изготовленные и из кипящей и из полуспокойной стали.При этом, значения БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс представляют собой диапазоны марок стали, включающие в себя по три марки стали соответственно.
Комиссией установлено, что указывая в ведомости основных применяемых материалов документации об аукционе, при перечислении марок стали полуспокойной (пс) в диапазоне БСт2пс-БСт4пс, стали кипящей (кп) в диапазоне БСт2кп-БСт4кп союз "и", заказчик установил, что при выполнении работ нужно использовать как марку полуспокойной (пс) стали, так и кипящей (кп) стали. Тем самым, участнику закупки необходимо было предложить одновременно оба варианта марок стали из предложенных диапазонов.
Таким образом, первая часть заявки ООО "СахаМонтажСтрой" не соответствует требованиям описания объекта закупки аукционной документации(указантолько один из диапазонов марок стали, из которых изготовлены трубы).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следовательно, при рассмотрении первых частей заявок аукционная комиссия руководствуется положениями аукционной документации проверяя на соответствие/не соответствие представленных участником показателей товара значениям, установленным в аукционной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России находит довод жалобы ООО "СахаМонтажСтрой" о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При установлении технических характеристик товара/материала, используемого в ходе выполнения работ, заказчик обязан руководствоваться правилом, что описание объекта закупки должно носить объективный характер (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ведомостиосновных применяемых материаловдокументации об аукционе для выполнения работ требуются следующие материалы - трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр325 мм, толщина стенки 6 мм.
В соответствии с п.п.3.1 п.3 ГОСТа 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки", введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 20.07.2007 N 185-ст) углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют, в том числе, следующих марок: Ст2кп, Ст2пс, Ст3кп, Ст3пс, Ст4кп, Ст4пс.
Таким образом, заказчиком в ведомости основных применяемых материалов документации об аукционе, на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей, установлен диапазон марок стали по степени раскислениястали как и для "кп" (кипящая), так и "пс" (полуспокойная).
Следовательно, участники закупки в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должны предложить трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок по степени раскисления стали - "кп" и "пс".
Заказчик пояснил, что участникам закупки, при формировании первых частей заявок было необходимо указать какие именно марки стали из диапазонов БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс будут использоваться при благоустройстве и ремонте вольера для белых медведей.
Вместе с тем, из ведомости основных применяемых материалов документации об аукционе следует, что для выполнения работ требуются следующие материалы - трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс.
Согласно общему правилу необходимо конкретизировать все характеристики и показатели. Исключением из правил являются характеристики и показатели, которые перечисляются через запятую и стоят после слова, обобщающего данные характеристики и показатели. Иное дело обстоит с материалами, марками, типами, моделями. К ним данное исключение не распространяется, так как материалы, марки, типы и модели - это не характеристики ине показатели. У каждого материала, марки, типа, модели есть свои характеристики и показатели.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что из смысла показателей "БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс", указанных по позиции "Трубы стальные" ведомости основных применяемых материалов, невозможно прийти к выводу о необходимости одновременного выбора как по степени раскисления (кипящая, полуспокойная сталь), так и из представленных диапазоновмарок стали,из которых изготавливаются трубы.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, по основанию, схожему с вышеуказанным (непредставление конкретных характеристик стали, из которой изготовлены трубы, указаны оба диапазонамарок стали) было отказано и другому участнику закупки. Таким образом двум участникам закупки из трех было отказано в участии в электронном аукционе по причине не указания конкретных характеристик по позиции "Трубы стальные".
Комиссия полагает, что данное обстоятельство вводит в заблуждение участников закупки, и не позволяет определить соответствие товара, используемого при выполнении работ потребностям заказчика, что нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Соответственно, требования, установленные в ведомости основных применяемых материалов по позиции"Трубы стальные"некорректны, что подтверждаетсяколичеством 2-х (двух) участников закупки, заявки которых были отклонены по итогам рассмотрения первых частей заявок по указанным позициям.
Таким образом, установленные характеристики в техническом задании аукционной документации, не дают возможности участникам закупки достоверно определить требуемое значение по указанным позициям.
Во избежание неточного восприятия потенциальными участниками закупки информации, относительно применяемых товаров, а также неверного воспроизведения проверки аукционной комиссией в ходе рассмотрения первых частей заявок соответствия конкретных показателей применяемых товаров/материалов показателям, установленным в аукционной документации, заказчику необходимо устранить разночтения, неточности в отношении установленных характеристик применяемых товаров/материалов, к примеру разделить позицию "Трубы стальные" по диапазонам марок стали.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положение аукционной документации, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "СахаМонтажСтрой"на действия заказчика ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду", аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству и ремонту вольера для белых медведей (извещение N 0116200007915006886)необоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду" им. В.Г. Алексееванарушившимч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдатьуполномоченному органу/заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Мохначевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 сентября 2015 г. N 06-628/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015