Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 сентября 2015 г. N 391/15
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Михайлова К.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО СК "Город" - не явились, уведомлены,
от заказчика - ФГКОУ ВПО "Барнаульский юридический институт МВД России" - Клаус Игорь Васильевич,
рассмотрев жалобу ООО СК "Город" на документацию об аукционе в электронной форме N 0317100015215000096 на "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений 50-ти метрового тира в учебном корпусе (Литер АА1)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.08.2015 г. на сайте www.zakupki.gov.ru(далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0317100015215000096 на "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений 50-ти метрового тира в учебном корпусе (Литер АА1)".
09.09.2015 г. в управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ОООСК "Город". Заявитель считает, что при составлении аукционной документации Заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе, а именно:
1. Заказчик некорректным образом указал требования к участникам закупки, условия контракта противоречат установленным Заказчиком требованиям.
2. Заказчиком ненадлежащим образом указан размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийногообязательства), предусмотренных контрактом.
3. Заказчик установил требование соответствия работ положениям ГОСТ, который прекратил свое действие.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает действия заказчика правомерными.
Заслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, рассмотрев возражение на жалобу, представленное Заказчиком, а также изучив представленные в ходе проведения внеплановой проверки документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчик некорректным образом указал требования к участникам закупки, условия контракта противоречат установленным Заказчиком требованиям.
В документации об электронном аукционе и проекте контракта Заказчик устанавливает требования к участникам о наличии свидетельства о допуске СРО по п. 6.2, 6.3., 12.10, 12.12 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, либо свидетельства о допуске СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при размещении заказа путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно частям 3, 3.1 Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее-Кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) наобъектах жилищно-гражданского строительства.
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
При этом пунктом 4.1 части 17 статьи 51 Кодекса установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Перечень включает в себя все виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Работы, являющиеся предметом контракта, являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Следовательно, участник закупки должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах жилищно-гражданского строительства.
В документации об электронном аукционе и проекте контракта Заказчик устанавливает требования к участникам о наличии свидетельства о допуске СРО по п. 6.2, 6.3., 12.10, 12.12 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, либо свидетельства о допуске СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Между тем, вышеуказанные свидетельства не поменяют друг друга, в силу частей 3,3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ свидетельства о допуске СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 требуется от участника закупки в любом случае: при выполнении работ лично, либо при привлечении субподрядчика. В случае, если такие работы будут выполняться им лично и данный вид работ так же будет включен в перечень Правительства, то участник закупки должен иметь свидетельство СРО на выполнение отдельных видов работ.
В документации об электронном аукционе и проекте контракта Заказчик устанавливает требования к участникам о наличии свидетельства о допуске СРО по п. 6.2, 6.3., 12.10, 12.12 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, либо свидетельства о допуске СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Между тем, вышеуказанные свидетельства не поменяют друг друга, в силу частей 3,3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ свидетельства о допуске СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 требуется от участника закупки в любом случае: при выполнении работ лично, либо при привлечении субподрядчика. В случае, если такие работы будут выполняться им лично и данный вид работ так же будет включен в перечень Правительства, то участник закупки должен иметь свидетельство СРО на выполнение отдельных видов работ.
Положения контракта о необходимости обеспечения предоставления лицензии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Федеральным Законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не устанавливают требования к участникам закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащимобразом указан размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем)обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4, п. 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключениемпросрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый деньпрострочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2 процента от цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 50- ти метрового тира в учебном корпусе (Литер АА1) согласно документации о поведении электронного аукциона (п. 7 информационной карты) составляет 6 548 309 (шесть миллионов пятьсот сорок восемь тысяч триста девять) рублей, что выше 3 миллионов рублей, в документации о проведении электронного аукциона установлен размер штрафа 5 процентов цены контракта за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом и 2 процента цены контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту.
3. Заказчик установил требование соответствия работ положениям ГОСТ, который прекратили своё действие. Согласно Техническому заданию (лист 56 файла АД.рс11): Материалы должны соответствовать: ... ГОСТ 10632-2007... При этом ГОСТ 10632-2007 действовал на территории РФ до 01 июля 2015 года.
Заданные параметры материалов в техническом задании, соответствуют как ГОСТ 10632-2007, так и ГОСТ 10632-2014.
Заявителем не представлено доказательств, того, что указанные Заказчиком параметры материалов в Техническом задании не соответствуют стандартам ГОСТ 10632-2014 (принятого взамен ГОСТ 10632-2007).
Действия Заказчика в данном случае, какие-либо права участников размещения заказа не нарушают.
4. В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Контрольный орган в сфере закупок при обращении участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, проводит внеплановую проверку.
5. При рассмотрении жалобы ООО СК "Город" Комиссией УФАС по Алтайскому краю была проведена внеплановая проверка, в ходе которой в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа были выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании Заказчиком в Техническом задании товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако в данном случае, Заказчиком установлен тип процедуры: выполнение работ с использованием товара.
При исполнении контракта Подрядчик несет обязательство об использовании передоложенных товаров с заявленными характеристиками, товар в данном случае является предметом контракта.
Товарный знак Heradesign по данным сайта www.znakoved.ru зарегистрирован в Австрии 29.01.2003, регистрационный номер 208093.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией УФАС по Алтайскому краю было установлено, что Заказчик действительно указал в пункте 38 Технического задания для товара "Панели" товарный знак Heradesign, таким образом, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик в пунктах 22,24,42,43,44,45 технического задания указал следующие показатели материалов используемых при выполнении работ: "Фактический объем досок", " Плотность древесины при номинальной и фактической влажности", но не указал максимальные и (или) минимальные значения этих показателей. На поступивший запрос на разъяснения N 3 от 03.09.2015 г. Заказчик ответил, что Участнику необходимо указать цифровые значения выше указанных показателей в соответствии с выбранной участником породы древесины, то есть Участник должен указать конкретный цифровой показатель установленных максимальных и (или) минимальных значений данных показателей.
В соответствии частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (приналичии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе указывается, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик не установил для участников пределы значений показателя "плотность древесины", исходя из того, что данный показатель у разных производителей одной и той же породы различен. Следовательно, в составе заявки участник закупки не обязан указывать какие либо показатели. Вместе с тем, в своих разъяснениях Заказчик предъявляет требования к указанию участником закупки конкретных показателей, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОООСК "Город" частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика - ФГКОУ ВПО "Барнаульский юридический институт МВД Российской Федерации" при проведении электронного аукциона N 0317100015215000096 при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений 50-ти метрового тира в учебном корпусе (Литер АА1) выразившиеся в нарушении пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1сатьи 33, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, неправомерными.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
К.П. Михайлов |
|
_____________________________ |
Н.С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 сентября 2015 г. N 391/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2015