Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 сентября 2015 г. N ЭА-773/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Логика" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Ремонт фасада 32-й пожарной части ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" (извещение N0318100058015000032) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе: по позиции "Гвозди строительные", "Профилированный лист", "Болты с гайками и шайбами" описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к сырью, из которого будет производится товар; по позиции "Гвозди строительные", "Грунтовка ГФ-021" описания объекта закупки Заказчиком установлены значения показателей, не соответствующие государственным стандартам. Также, считает, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки содержится требование, противоречащее ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает, что описание объекта закупки разработано с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион "Ремонт фасада 32-й пожарной части ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" (извещение N0318100058015000032).
Начальная (максимальная) цена контракта - 788 000,00 руб.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров (материалов), используемых в ходе выполнения работ установлены в приложении 3 "Требования к материалам (товарам), предполагаемых к использованию на ремонт фасада 32-й пожарной части ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" к Техническому заданию аукционной документации.
По позиции "Гвозди строительные" приложения "Требования к материалам (товарам), предполагаемых к использованию на ремонт фасада 32-й пожарной части ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлено требование: "Угол заострения по граням должен быть менее 41°. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (раздел 4.3 аукционной документации) используемые в настоящей документации об электронном аукционе символы, означают: "<" - менее (при использовании заказчиком данного символа или слова "менее" участник закупки должен указать конкретные значения показателей, меньше значений, установленных настоящей документацией). Указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (т.е. без слов "не более", "не менее", "или", "не выше", "не ниже", "около", "типа", "возможно", "требуемый", "необходимый", "в зависимости", "ориентировочно", "допускается", "в пределах", ">", "<", "" и т.п. или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики).
ГОСТ 283-75. "Гвозди проволочные. Технические условия" предусмотрен диапазон значений - "Угол заострения по граням не должен быть более 40°". Указание конкретного значения показателя "угол заострения по граням" не будет соответствовать требованиям государственного стандарта. Также, с учетом инструкции по заполнению заявки, Заказчиком установлены требование к показателю "Угол заострения по граням", допускающее предоставление участником закупки значения показателя не соответствующее требованиям ГОСТ 283-75 (например, "Угол заострения по граням 40,5°"). Кроме того, в соответствии с п.3.1 ГОСТ 283-75 угол заострения гвоздей не проверяется, в связи с чем предоставление конкретного показателя по данной характеристике невозможно.
Таким образом, Заказчиком по позиции "Гвозди строительные" установлено значение показателя используемого товара (материала) не соответствующее требованиям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", ГОСТ 283-75. "Гвозди проволочные. Технические условия", что противоречит Закону о контрактной системе.
По позиции "Грунтовка ГФ-021" Заказчиком установлено требование о соответствии государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара.
Требования к грунтовке ГФ-021 регламентируются ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия".
Заказчиком для грунтовки ГФ-021 установлены следующие требования:
- Условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, более 44. В соответствии с ГОСТ 25129-82: Условная вязкость при (20,0
0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45. Метод испытания по ГОСТ 8420.
- Степень разбавления грунтовки растворителем, менее, %, 21. Согласно ГОСТ 25129-82: Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более 20. Метод испытания по п. 4.4 ГОСТ 25129-82.
- Время высыхания до степени 3, менее - при температуре (1055) °С, мин, 36; - при температуре (20
2) °С, ч, 25. Согласно ГОСТ 25129-82: Время высыхания до степени 3, не более - при (105
5) °С, мин 35; - при (20
2) °С, ч 25. Метод испытания по ГОСТ 19007.
Таким образом, данные показатели определяются по результатам испытаний, в связи с чем, предложение конкретных значений для данных показателей невозможно. В соответствии с ГОСТ 25129-82 изготовитель гарантирует соответствие грунтовок настоящему стандарту.
Заказчиком по позиции "Грунтовка ГФ-021" установлены значения показателей используемого товара (материала) не соответствующие требованиям ГОСТ 25129-82, и, с учетом инструкции по заполнению заявки, позволяющие участникам закупки предлагать значения показателей, не соответствующих требованиям государственных стандартов, что противоречит Закону о контрактной системе.
В сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ по позиции "Профилированный лист" Заказчиком установлены требования к сырью (стали) из которого должен быть изготовлен профилированный лист (временное сопротивление разрыву, относительное удлинение). Обоснования использования нестандартных показателей аукционная документация не содержит.
Изготовление материалов, необходимых для выполнения работ, не является объектом закупки, однако требования к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), необходимые к использованию при выполнении работ, содержатся также по ряду других позиций ("Гвозди строительные", "Болты строительные с гайками и шайбами").
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Заказчиком не предоставлено доказательств того, что требуемые от участника закупки конкретные показатели возможно получить из сертификата соответствия товара.
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.4 с Раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки" в случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей и/или некорректное их написание, читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
На основании пп. б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчиком в Разделе 4 "Инструкция по заполнению заявки" установлено требование, обязывающее участников закупки указывать единицы измерения показателей, соответствующие предлагаемому товару, в случаях, когда Заказчиком указана неполная информация в отношении функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, что противоречит ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Логика" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю" нарушение ч.3 ст. 7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГКУ "1 отряд ФПС по Краснодарскому краю", Уполномоченному органу - выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 сентября 2015 г. N ЭА-773/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2015