Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 сентября 2015 г. N ЭА-790/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ССМУ-19" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство блока к МБДОУ СОШ N71 по ул. Карякина, 8 в городе Краснодаре" (извещение N 0318300577615000153) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе (по позициям 5, 13, 15, 23 раздела "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ").
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство блока к МБДОУ СОШ N71 по ул. Карякина, 8 в городе Краснодаре" (извещение N 0318300577615000153).
Начальная (максимальная) цена контракта - 44 989 480,00 рублей.
В соответствии с требованиями п.1) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" аукционной документации содержатся следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ:
- по позиции 5 "Мастика": Значения показателей, которые не могут изменяться, и вариативные значения показателей. Мастика может изготавливаться с добавками антисептиков или гербицидов. В качестве вяжущего для приготовления мастики следует применять нефтяные кровельные битумы, соответствующие требованиям ГОСТ 9548-74, и их сплавы, или нефтяные дорожные битумы по ГОСТ 22245-90 и их сплавы с кровельным битумом марки БНК 90/30. Для уменьшения оседаемости наполнителей в битумное вяжущее или непосредственно в наполнитель вводятся поверхностно-активные вещества (ПАВ). В качестве ПАВ применяются анионные или катионные вещества. Для приготовления мастики должны применяться волокнистые или пылевидные наполнители. В качестве волокнистого наполнителя применяется хризотиловый асбест 7-го сорта по ГОСТ 12871-93. В качестве пылевидного наполнителя следует применять: талькомагнезит по ГОСТ 21235-75, сланцевые породы, известняки, доломиты, трепел или мел по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Для уменьшения оседаемости наполнителя при его помоле может быть введено ПАВ на основе синтетических жирных кислот. В этом случае ПАВ в битумное вяжущее не вводят. ПАВ могут быть: анионные типа высших карбоновых кислот (госсиполовая смола (хлопковый гудрон); жировой гудрон; синтетические жировые кислоты), катионные (типа высших алифатических аминов (БП-З); типа четырех замещенных аммониевых оснований (алкилтриметиламмоний хлорид)). В качестве антисептирующих добавок должны применяться кремнефтористый натрий или фтористый натрий. В качестве гербицидов должны применяться симазин по ГОСТ 15123-78 (50% или 80%-ные смачивающиеся порошки) или аминная (натриевая) соль дихлорфеноксиуксусной кислоты. Согласно разделу 8 "Инструкция по заполнению заявки" (далее Инструкция) "Если показатель включен в раздел "значения показателей, которые не могут изменяться и вариативные значения показателей" это означает, что предложенное участником значение показателя должно соответствовать указанному в соответствующем разделе (для неизменных показателей) или участник должен выбрать одно из значений (для вариативных значений показателя)". "При указании в требованиях к товарам характеристик с использованием разделительного союза "или", участник должен указать конкретный показатель эквивалентности, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько показателей". Указанные требования не относятся к качественным и/или функциональным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, а являются требованиями к сырью, из которого должен производиться товар, применяемый при выполнении работ.
- по позициям 12,13 "Бетон": Характеристики химических добавок: применяемые добавки должны соответствовать требованиям ГОСТ 24211-2008. Заявитель указывает, что данные требования, установленные к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), используемые при выполнении работ, противоречат требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. Однако, указание конкретных характеристик от участника не требуется (участнику в соответствии с Инструкцией достаточно продекларировать соответствие применяемых химических добавок требованиям ГОСТ 24211-2008). В связи с чем, довод заявителя необоснован.
- по позиции 15 "Электроды": "Стержень электрода должен быть из сварочной проволоки: низкоуглеродистой, легированной. Форма зачистки покрытия со стороны контактного торца электрода должна быть конусной/округлой или переходной между конусной и округлой. Покрытие не должно разрушаться при свободном падении электрода плашмя на гладкую стальную плиту с высоты 0,5 м". Указанные характеристики могут быть установлены по результатам проведенных испытаний электродов, кроме того, указанные требования не относятся к качественным и/или функциональным характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, а являются требованиями к сырью, из которого должен производиться товар, применяемый при выполнении работ.
- по позиции 23 "Прокладки паронитовые": Должен соответствовать ГОСТ 481-80. Заявитель указывает, что данный ГОСТ утратил силу с 01.01.1996г. Однако, ГОСТ 481-80 является действующим с пометкой "Ограничение срока действия снято по протоколу N5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N11-12, 1994г.)".
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, требование к указанию участником в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Установление указанных требований содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ССМУ-19" обоснованной в части установления нестандартных требований в п.5.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 сентября 2015 г. N ЭА-790/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015