Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 сентября 2015 г. N ЭА-830/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ГК "Фавор" (далее - Заявитель) на действия администрации Абинского городского поселения Абинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство объекта: "Система газоснабжения северо-восточной окраины г. Абинска" (незавершенное строительство)" (извещение N 0318300469715000058) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку в Разделе 2 "Описании объекта закупки" аукционной документации установлено требование о соответствии недействующим стандартам и правилам СНиП 12-01-2004, СНиП 42-01-2002, ГОСТ 23735-79. По позиции 101 "Бетон тяжелый" описания объекта закупки ("Ведомость объемов работ") Заказчиком требуется указать марку бетона "М150", что противоречит п.2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не устанавливает требований к марке бетона. Ведомость объемов работ в позиции 97 "Краны шаровые газовые" содержит указание на производителя BROEN и товарный знак BALLOMAX. В Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, Заказчику требуется бетон тяжелый класса В7,5, при этом ведомостью работ предусмотрен бетон тяжелый класса В10, что вводит в заблуждение участника закупки и не позволяет сформировать ценовое предложение в отношении товара. В извещении о проведении аукциона в электронной форме не установлены требования к участнику закупки согласно пунктам 3-10 ст.31 Закона о контрактной системе. В Разделе 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком неправомерно установлены требования о декларировании участником электронного аукциона сведений о его соответствии требованию, установленному в п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Заказчиком неверно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации 11.09.2015 года. Требования к банковской гарантии не соответствуют Закону о контрактной системе. Подпункт 3 пункта 2 части 2 Раздела 5 аукционной документации указан Заказчиком в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе. Условия контракта, установленные Заказчиком в пунктах 7.9, 10.7 проекта контракта, противоречат Закону о контрактной системе. Заказчиком, в нарушение Закона о контрактной системе, не указан период действия контракта.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация разработана с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Абинского городского поселения Абинского района проводился электронный аукцион "Строительство объекта: "Система газоснабжения северо-восточной окраины г. Абинска" (незавершенное строительство)" (извещение N 0318300469715000058).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 037 804,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Разделе 2 "Описании объекта закупки" аукционной документации установлено требование "Работы производить в соответствии с действующими нормативными документами: "СНиП 12-01-2004. Организация строительства", "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы". В п.1 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" заказчиком установлено требование о соответствии смеси песчано-гравийной - ГОСТ 23735-79 с изменениями.
"СНиП 12-01-2004. Организация строительства" и "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" на добровольной основе в части, не противоречащей Федеральному закону N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Применение ГОСТ 23735-79 на территории Российской Федерации прекращено с 01.07.2015 года. Взамен с 01.07.2015 введен в действие на территории Российской Федерации ГОСТ 23735-2014 (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2033-ст).
Таким образом, Заказчиком установлено требование о соответствии материала "Смесь песчано-гравийная" государственному стандарту, утратившему силу, что противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
По позиции 101 "Бетон тяжелый" описания объекта закупки ("Ведомость объемов работ") Заказчиком установлен показатель марки бетона "М150". Государственный стандарт 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", не устанавливает требований к марке бетона. Обоснования необходимости использования показателей, требований, обозначений и терминологии, не предусмотренных государственными стандартами, аукционная документация не содержит, что не соответствует п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ Заказчику требуется бетон тяжелый класса В7,5. Согласно ведомости объемов работ должен использоваться бетон тяжелый класса В10.
Заказчиком в ведомости объемов работ и сведениях об используемых материалах установлены противоречивые требования в отношении классов прочности бетона на сжатие в проектном возрасте, что является нарушением ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
По позиции 97 "Краны шаровые газовые" ведомости объемов работ Заказчиком, в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлено требование к товарному знаку товара (материала) BALLOMAX. Сведений о том, что не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик крана шарового газового аукционная документация не содержит.
На основании пунктов ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 1-10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0318300469715000058 Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки, что противоречит ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе dторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Разделе 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком неправомерно установлены требования о декларировании участником электронного аукциона сведений о его соответствии требованию, установленному в п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме дата окончания подачи заявок на участие в аукционе 14.09.2015 года. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, с учетом ст.191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст.65 Закона о контрактной системе должна быть 10.09.2015 года. Заказчиком установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации 11.09.2015 года, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Требования банковской гарантии в пп.3 п.2 ч.2 Раздела 5 "Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта" аукционной документации установлены Заказчиком в соответствии с утратившей силу редакцией Закона о контрактной системе от 28.12.2013 года, что противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом").
Условия контракта в части ответственности сторон, установленные Заказчиком в пунктах 7.9, 10.7 проекта контракта противоречат Закону о контрактной системе, поскольку не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Заказчиком в п. 9 проекта контракта установлено "настоящий Контракт действует в период с ______________2015 года и до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту".
Требования к содержанию контракта установлены в ст.34 Закона о контрактной системе, в которой отсутствуют условия о периоде действия контракта.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГК "Фавор" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Абинского городского поселения Абинского района нарушение ч.3 ст. 7, ч.1 ст.33, ч.5 ст.31, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что аукцион признан не состоявшимся (не подано ни одной заявки) предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 сентября 2015 г. N ЭА-830/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015