Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2015 г. N ЭА-873/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СК "СтройИмпульс" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "На выполнение работ по ремонту помещений, покраска металлических лестниц зоны выката, стартового здания и стартовой вышки объекта "Комплекс трамплинов К-125, К-95" для нужд ФГБУ "Юг Спорт" (извещение N0318100072215000166) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении о проведении аукциона в электронной форме и аукционной документации не установлены требования к опыту работы, связанного с предметом контракта; в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, предусмотренный п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной систем; требования установленные в части 1 "Единые требования к участникам закупки" раздела 1 аукционной документации противоречат требованиям установленным в пункте 21 раздела 2 "Сведения о проводимом электронном аукционе"; установлены требования к длине защищенного от покрытия конца электрода, не соответствующие государственному стандарту; по позициям 12, 21, 27 "Приложения 1 к техническому заданию" Заказчиком установлены требования к химическому составу и сырью, из которого должны производиться товары (материалы).
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Описание объекта закупки разработано с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" проводился электронный аукцион "На выполнение работ по ремонту помещений, покраска металлических лестниц зоны выката, стартового здания и стартовой вышки объекта "Комплекс трамплинов К-125, К-95" для нужд ФГБУ "Юг Спорт" (извещение N0318100072215000166).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 563 719,00 рублей.
В силу п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п.2) Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлен код по ОКПД - 45.21.32.120.
Начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.
Требования к наличию опыта исполнения контракта, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года, и исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31, п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации Заказчиком не установлены, что противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Требования к электродам регламентированы ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия".
Заказчиком в п.7 "Электроды" установлены показатели "Длина защищенного от покрытия конца 125_5 мм", "Диаметр электрода должен быть 4 мм". В соответствии с ГОСТ 9466-75 для электродов диаметром 4 мм длина зачищенного от покрытия конца (предельное отклонение 5) составляет 25 мм.
Таким образом, установленное Заказчиком требование к длине защищенного от покрытия конца 125_5 мм не соответствует государственному стандарту, что является нарушением п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии документация не содержит.
В Приложении 1 к техническому заданию в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ по позиции 27 "Раствор готовый кладочный цементный" Заказчиком установлены требования к сырью (зерновой состав песка применяемого в качестве заполнителя, содержание доменного гранулированного шлака в цементе, качественные показатели золы), из которого должен быть изготовлен раствор.
Изготовление материалов, необходимых для выполнения работ, не является объектом закупки, однако требования к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), необходимые к использованию при выполнении работ, содержатся также по ряду других позиций (6 "Мастика битумная кровельная горячая", 8 "Уайт-спирит", 9 "Шкурка", 12 "Раствор готовый тяжелый штукатурный", 13 "Грунтовка: ГФ-21", 14 "Электроды", 21 "Раствор готовый тяжелый штукатурный", и т.д.).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Заказчиком не предоставлено доказательств того, что требуемые от участника закупки конкретные показатели возможно получить из сертификата соответствия товара.
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РосИнтерСтрой" обоснованной в части установления нестандартных показателей, требований к товарам (материалам). используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" нарушение ч.2 ст. 31, ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было выдано предписание N291 от 24.09.2015 года по делу ЭА-868/2015 об отмене протоколов, составленных в ходе размещения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону: "На выполнение работ по ремонту помещений, покраска металлических лестниц зоны выката, стартового здания и стартовой вышки объекта "Комплекс трамплинов К-125, К-95" для нужд ФГБУ "Юг Спорт" (извещение N0318100072215000166), повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2015 г. N ЭА-873/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2015