Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЮгСтройМонтаж" (далее - Заявитель), на действия МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт терапевтического отделения Медвёдовской участковой больницы МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" 2 этап" (извещение N 0318300034415000224) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку в извещении и аукционной документации Заказчиком допущены разночтения в части наименования закупки; дата окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации установлена с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе; в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки, предусмотренное п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе; в п.36 "Фланцы стальные" Технического задания установлено требование к маркировке фланцев; в п.26 "Бетон" Технического задания Заказчиком установлены требования к сырью, из которого изготавливается бетон; в дефектном акте Заказчиком указаны товарные знаки без сопровождения фразой "или эквивалент"; в п.17 проекта контракта неверно указан размер штрафа; в п. 9 дефектного акта указан государственный стандарт, утративший силу.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация разработана с учетом требований Закона о контрактной системе. В аукционной документации присутствуют технические ошибки, которые не влияют на смысл и суть закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" проводился электронный аукцион "Текущий ремонт терапевтического отделения Медвёдовской участковой больницы МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" 2 этап" (извещение N 0318300034415000224).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 302 708,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в п.1 Технического задания описания объекта закупки указано "Основание для проведения капитального ремонта", при этом в извещении о проведении аукциона в электронной форме наименованием закупки является "Текущий ремонт терапевтического отделения Медвёдовской участковой больницы МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" 2 этап", в п. 2 "Информационной карты" установлено наименование "Право заключить контракт на выполнение работ по объекту "Текущий ремонт терапевтического отделения Медведовской участковой больницы МБУЗ Тимашевская ЦРБ (2 очередь)".
Виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, согласно которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624).
Требование о наличии свидетельства выданного саморегулируемой организацией Заказчиком не установлено.
Таким образом, Заказчиком допущены разночтения в извещении о проведении аукциона в электронной форме и аукционной документации.
На основании частей 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и п. 13 Раздела 1 аукционной документации установлен срок окончания подачи заявок 28 августа 2015 года.
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации установлена Заказчиком 24 августа 2015 года, что не противоречит ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Пункт 10) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, на отсутствие которого ссылается Заявитель, введен Федеральным законом от 13.07.2015 N227-ФЗ и вступает с силу с 13.08.2015 года. Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено 11.08.2015 года, в связи с чем отсутствие в требованиях к участникам закупки условия о том, что участник закупки не является офшорной компанией не противоречит Закону о контрактной системе. Кроме того, 13.08.2015 года оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки не соответствующего требованию, указанному в п.10) ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров (материалов), используемых в ходе выполнения работ установлены в приложении "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации
В п.36 "Фланцы стальные" технического задания Заказчиком указано требование к маркировке: "На поверхности фланцев должна быть выполнена следующая маркировка: товарный знак предприятия-изготовителя (при его наличии), или его сокращенное наименование (при его наличии)". Данные требования установлены в соответствии с п. 2.1 государственного стандарта 12816-80 "Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Ру от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/кв.см) и не противоречат Закону о контрактной системе.
По позиции 26 "Бетон" Заказчиком установлены требования к материалам используемым при производстве бетона: требования к щебню "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе требуется до 25. Потеря массы при испытании соответствующего щебня, %: в сухом состоянии должна быть до 15. и в насыщенном водой состоянии до 15, а при испытании щебня из гравия до 14. Потеря массы при испытании щебня, % из эффузивных и интрузивных пород до 15 и до 25 соответственно", к цементу: "Портландцемент требуется марки не менее 400. Может быть с активными минеральными добавками не более 20% по массе: в том числе с активными минеральными добавками доменных гранулированных или электротермофосфорных шлаков - до 20% по массе, осадочного происхождения, кроме глиежа до 10% по массе, прочие активные, включая глиеж до 20 % по массе. Предел прочности в возрасте 28 сут. при изгибе, Мпа, не менее 5.4. Предел прочности в возрасте 28 сут. при сжатии, Мпа, не менее 39.2". Объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту отделения больницы. Вместе с тем, изготовление материалов, необходимых для выполнения работ, не является объектом закупки, однако Заказчик установил требования к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), необходимые к использованию при выполнении работ.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав, масса составных частей материалов и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в при описании объекта закупки, в ведомости объемов работ (Дефектный акт), указаны материалы с использованием товарных знаков (клей плиточный "Ceresit", выключатели автоматические "IEK"). Однако заказчиком в описании объекта закупки установлено, что "все товарные знаки материалов, содержащиеся в проектно-сметной документации, подразумевают сопровождение словами "или эквивалент"", что не влечет нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пп. а), б) п. 4 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 302 708,00 руб.
В проекте контракта в п. 17.2 за ненадлежащее исполнение "Подрядчиком" обязательств установлен штраф в размере 10% цены контракта, что противоречит Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что при подготовке аукционной документации в пп. 17.2 и 17.3 были допущены технические ошибки.
По позиции 9 ведомости объемов работ "Блоки дверные наружные или тамбурные с заполнением стеклопакетами (ГОСТ 30970-2002)" Заказчиком установлено требование о соответствии дверных блоков государственному стандарту 30970-2002, который утратил силу 01.07.2015 года.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСтройМонтаж" обоснованной в части наличия противоречий в извещении и аукционной документации; указания в проекте контракта неверного размера штрафа; наличия ссылки на недействующий ГОСТ; необоснованных требований по позиции "Бетон" обоснованы.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" нарушение ч.3 ст. 7, ч.1 ст.33, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015