Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 сентября 2015 г. N 1063
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудинова начальник отдела, А.Н. Белкина государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецстройпроект" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: Учебно-лабораторный корпус N 240, 2-я очередь, г. Красноярск. Выполнение работ по устройству дорожных знаков, малых архитектурных форм, пожарного водопровода, озеленение, вертикальная планировка и дорожным работам" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319100031915000028, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Спецстройпроект" (далее - податель жалобы), жалоба подготовлена в соответствии с требованиями части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика - Андреев Н.А. (доверенность N1010 от 20.01.2014)
ООО "Спецстройпроект", будучи уведомленное надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы ООО "Спецстройпроект" следует: 1) заказчиком не в полном объеме выполнено предписание Красноярского УФАС России от 14.08.2015 N 953; 2) при внесении изменений в аукционную документацию не был изменен срок выполнения работ; 3) в извещении от 21.08.2015 о внесении изменений указано, что "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт", однако, по мнению подателя жалобы, наличие соответствующих свидетельств о допуске к определенным видам работ по строительству, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и наличие квалифицированных кадров будет достаточно на выполнение такого вида работ.
Представитель заказчика направил в адрес Красноярского УФАС письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просил признать жалобу необоснованной, а действия заказчика не нарушающими требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: Учебно-лабораторный корпус N 240, 2-я очередь, г. Красноярск. Выполнение работ по устройству дорожных знаков, малых архитектурных форм, пожарного водопровода, озеленение, вертикальная планировка и дорожным работам".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия, изучив извещение от 21.08.2015 в документацию и извещение от 27.07.2015 N 14 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: Учебно-лабораторный корпус N 240, 2-я очередь, г. Красноярск. Выполнение работ по устройству дорожных знаков, малых архитектурных форм, пожарного водопровода, озеленению, вертикальной планировке и дорожным работам, отмечает, что заказчиком внесены следующие изменения:
1) исключены виды допусков СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ N624):
- монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений (п.7.1);
- монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам. ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок (п.7.2.);
- монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений (п. 10.1);
- устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов (16.3);
- устройство оснований автомобильных дорог (25.2);
- устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (25.4);
- устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (25.7);
- устройство разметки проезжей части автомобильных дорог (25.8);
- строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ N23.35, группы видов работ N25, 29) (32.10).
2) установлены требования предоставления лицензии МЧС согласно Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 28.04.2015) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", поскольку для выполнения работ по пункту 70 "Установка гидрантов пожарных тупиковых" Технического задания - Приложение N 1 к информационной карте аукционной документации требуется лицензия с видом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3) пунктом 4.4.1. проекта контракта, размещенного в составе документации об электронном аукционе заказчиком предусмотрено право привлечения подрядчиком для выполнения работ субподрядных организаций.
Следовательно, размещенная с внесенными изменениями заказчиком документация об электронном аукционе устанавливает требования предоставления допусков СРО и лицензии МЧС для личного выполнения работ, а также требование о предоставлении допуска СРО для выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п.33): жилищно-гражданское строительство (п.33.3).
Необоснованным являться довод подателя жалобы относительно того, что в извещении от 21.08.2015 о внесении изменений заказчиком указано, что "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт", однако, по мнению подателя жалобы, наличие соответствующих свидетельств о допуске к определенным видам работ по строительству, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и наличие квалифицированных кадров будет достаточно на выполнение такого вида работ. Так, согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены в Приложении N 1 Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
Указанное Постановление Правительства РФ вступило в законную силу 17.02.2015.
Учитывая обстоятельства того, что объектом закупки являются работы строительные, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона от 21.08.2015. 25.08.2015 объект закупки классифицирован заказчиком в рамках кода 45 ОКПД), а также начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (установлена заказчиком в размере 14 016 022,30 рублей), Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик руководствовался требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов и правомерно установил требование к участникам закупки о необходимости предоставления документов, предусмотренных Приложением N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в составе второй части заявки, которые бы подтверждали наличие у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится закупка).
Комиссия отмечает, что при внесении изменений в извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме дата окончания подачи заявок, дата и время срока рассмотрения первых частей заявок, дата проведения электронного аукциона продлены заказчиком.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Спецстрйпроект" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Белкина |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 сентября 2015 г. N 1063
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015