Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 октября 2015 г. N 1236
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.Н. Белкиной, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Регион-Запад" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научно-исследовательский институт экологии рыбохозяйственных водоемов" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона "Выполнение капитального ремонта нежилого здания, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 35 "А" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319100024815000009, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Регион-Запад" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319100024815000009.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представители заказчика - Трофимова О.А. (доверенность N15 от 12.10.2015; Павлова С.В. (доверенность N16 от 12.10.2015).
ООО "Регион-Запад", будучи уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в адрес Красноярского УФАС России не направило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе:
1) документация не содержит время окончания срока подачи заявок; 2) в пункте 10 Информационной карты документации установлена дата окончания подачи заявок - 06 октября 2015. В извещении, размещенном на официальном сайте установлена дата и время окончания срока подачи заявок - 07.10.2015 00:00; 3) в пункте 2.3. документации установлено: срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней. В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе указанный срок должен составлять не менее 15 (пятнадцати) дней; 4) в пункте 27 Информационной карты документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5,7,9,10 части 1, пункта 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. По мнению подателя жалобы, декларация предоставляется в отношении пункта 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией - пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не требуется. Аналогично в отношении декларации о соответствии части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе; 5) аукционная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации; 6) в пункте 13 Технического задания аукционной документации заказчиком установлено в Примечании: "указанные в ведомости объемов работ материалы конкретных фирм-производителей могут быть заменены аналогами с равнозначными характеристиками или превышающими их, по согласованию с проектной организацией и заказчиком. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник закупки в первой части заявки должен предоставить конкретные показатели предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, товарный знак, наименование страны происхождения товара и.т.д. Подателю жалобы непонятно, каким образом участник аукциона при заполнении заявки до даты окончания подачи заявок должен согласовать эквивалентные товары с проектной организацией и заказчиком; 7) установленный порядок и размер начисления пени на подрядчика установлен в пункте 6.3.1 проекта контракта с нарушением требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и постановления правительства РФ N1063 от 25.11.2013; 8) пункт 10.1. контракта гласит: контракт вступает в силу с момента заключения и действует до выполнения сторонами своих обязательств. Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что противоречит пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях заказчик частично не согласился, частично признал наличие несоответствий положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе, в частности доводы подателя жалобы с 1 по 3 включительно, вследствие допущенных технических опечаток.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение капитального ремонта нежилого здания, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 35 "А"".
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия отмечает, что декларация предоставляется в отношении пункта 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией - пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не требуется. Аналогично в отношении декларации о соответствии части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Следовательно, заказчиком в пункте 27 Информационной карты аукционной документации установлено незаконное требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованию пункта 10 части 1 статьи 31 и части 11 статьи 31 закона о контрактной системе.
Из смысла частей 3 - 5 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией при анализе аукционной документации было установлено, в пункте 14 Информационной карты указано: "разъяснения положений предоставляются участнику закупки, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе. Срок окончания подачи заявок указан в пункте 10 Информационной карты. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации. Отсутствие в документации даты начала и окончания срока предоставления разъяснений, нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту. Размер пени и порядок её начисления установлен Постановлением Правительства РФ N1063 от 25 ноября 2013г.
Размер пени определяется в следующем порядке:
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = СЦБ х ДП (где СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле К =ДП/ДК х 100% (где ДП - количество дней Просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Комиссия отмечает, что в проекте контракта, в пункте 6.3.1 заказчик установил следующий размер и порядок начисления пени: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически выполненных Подрядчиком. Установленный порядок и размер начисления пени на подрядчика установлен с нарушением требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N1063 от 25 ноября 2013.
Необоснованным является довод подателя жалобы относительно непонимания подателем жалобы, каким образом участник аукциона при заполнении заявки до даты окончания подачи заявок должен согласовать эквивалентные товары с проектной организацией и заказчиком, при следующем условии, указанном в пункте 13 Технического задания аукционной документации заказчиком установлено в Примечании: "указанные в ведомости объемов работ материалы конкретных фирм-производителей могут быть заменены аналогами с равнозначными характеристиками или превышающими их, по согласованию с проектной организацией и заказчиком.
Комиссия отмечает, что согласно пункта 27 Информационной карты заказчиком установлено требование к содержанию первых частей заявок, согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: "первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией". Конкретные показатели предлагаемого к использованию при выполнении работ товара в первых частях заявок заказчиком не требуются. Данное примечание указывает на возможность замены фирмы производителя в ходе выполнения работ.
Необоснованным является довод подателя жалобы относительно того, что не возможно определить участнику закупки при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта. Так, согласно статье 190 ГК РФ, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В силу части 2 указанной статьи, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно статье 431 ГК РФ, при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Комиссией установлено при анализе аукционной документации, в проекте контракта в пункте 1.4 срок выполнения работ составляет - 21.12.2015, срок оплаты выполнения работ установлен в пункте 2.5 проекта контракта - в течение 10 дней с момента выполнения работ. Прибавить один месяц, получиться срок действия банковской гарантии.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Регион-Запад" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 7 статьи 34, статьи 63, частей 2 и 3, 11 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, однако в связи с тем обстоятельством, что допущенные нарушения не повлияли на результаты размещения закупки предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А. Н. Белкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 октября 2015 г. N 1236
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2015